военная игра военные игры настольная игра настольные игры настольная военная игра настольные военные игры семейная игра семейные игры игровая система игровые системы интеллектуальная игра интеллектуальные игры серия игр серии игр варгейм варгеймы настольный варгейм настольные варгеймы классический варгейм классические варгеймы гексагон гексагоны гексагональный варгейм гексагональные варгеймы

prowargames

Этот сайт посвящен военным играм и военной истории

Лучше с разрешением экрана 1280 Х 800

игры и, как их достать

форум

статьи

статьи

форум

статьи

 
 

 

Прошло без малого почти полгода с момента описания второго хода моей обучающей партии. Не вдаваясь в подробности моей «скорости» я все же решил найти в себе силы и закончить труд, который мне самому оказался полезен. Однако сил на еще полноценных 3,5 подробных статьи у меня нет, а потому я решил немного схитрить и последовать словам дамы мистера Ферста – «Джонни, сделай мне монтаж!». Я подробно изложу все ключевые моменты партии, а связки между ними будут состоять из общих слов. Посмотрим, что получится в итоге!


Вспомним, на чем мы остановились в прошлый раз.



Рис 1. Конец 2 хода

В начале 3 хода попытки с обеих сторон привести в чувство сломленные подразделения были неуспешны. Американцы, имея целью добежать до противоположного края карты, особо не стали утруждать себя огнем на подавление противника. Их задача – сохраняя мобильность продвинуться хотя бы до уровня гексов с номерами 5-6, тем более, что боеспособных частей врага, которые могли бы помешать этому – почти нет. MPh американцев очень событийна и занимательна, потому давайте рассмотрим ее более подробно.


Movement Phase (MPh) 3 ход

Американцы решают начать штурм здания в wL5. Для этого они, потратив 2MF, перемещают отделение из wM8 в wM7, где планируют поставить дымовую завесу в wL6. Немецкие артиллеристы, заметив движение в удаленном доме (7 гексов это порядка 180 метров), решают рискнуть и дать залп по противнику. Риск заключается в том, что я не совсем уверен, есть ли там LOS. Если его не будет, выстрел окажется потерянным. Но удача немного улыбнулась немцам.


Выстрел будет совершен по цели, а не по площади. Вспомним, как это делается. Значение TH определяется в зависимости от калибра и длины ствола орудия, а так же дальности до цели. В нашем случае TH 7 с модификатором +2 (TEM +3 и -1 FFNAM). Бросок 1+6. Промах, но у нашей пушки ROF 2, а значит, пушку мы не маркируем маркером First Fire. В гексе же появляется маркер пристрелки. Поскольку отделение противника потратило 2 MF для входа в гекс, то у немцев есть возможность выстрелить еще один раз, тем более, что ROF не потерян.


Второй выстрел из пушки будет иметь следующие параметры TH 7/+1 (добавился маркер пристрелки). Бросок 2+4. Попадание! Выстрел разрывным снарядом по пехоте имеет силу FP16, к которой, как мы помним, не применяются уже никакие модификаторы. Бросок 6+5. Что характерно, это все равно хватает для нанесения PTC. Бросок американцев 6+5, что лишает их оставшихся MF и заставляет залечь. В гексе изрядное прибавление в информационных фишках – переворачиваем пристрелочный маркер на строну «-2», маркер PIN и Residual FP.


А вот теперь надо остановиться подробнее. В предыдущих ходах мы видели уже стреляющую артиллерию, но вот успешно стреляющую в ответ на действия противника еще нет. А тут есть свои особенности (хотя они применимы при любой стрельбе, но я либо забывал о ней раньше, либо, что более точно – полностью и окончательно разобрался только сейчас). Итак, размещение Residual FP использует правило, озвученное ранее – половина FP, которое было применимо к гексу с округлением к наименьшему из имеющихся номиналов. НО! Число так же может быть уменьшено за каждый положительный модификатор, влияющий на стрельбу ВНЕ ЦЕЛЕВОГО гекса. Отрицательные модификаторы никакой роли, при этом не играют. Модификаторы ЦЕЛЕВОГО гекса будут применяться к фишке, которая войдет в этот гекс позже. Что все это дает нам на практике. В нашем случае Residual FP равно 8, смотрим на модификаторы, вне целевого гекса – таких нет, значит, вешаем маркер с цифрой 8. Если кто пожелает войти в гекс, то будет подвержен как минимум DR 8/+3 (за TEM каменного здания). Модификаторы, как вы понимаете, еще могут быть изменены за счет каких-то изменений на поле боя -1 FFNAM или кто-то пожелает кинуть в гекс дымовых гранат.


И еще один маленький нюанс, характерный уже артиллерии – если происходит успешное попадание (размещаем Residual FP маркер), стреляющий теряет ROF и получает маркер First Fire.


Комментарий от Кирилла: установка маркера Residual FP всегда приводит к окончанию оборонительного огня, для пулемётов в том числе. Можно, например, не учитывать силу огня пулемёта, если он сохранил ROF и ставить маркер исходя из силы огня только пехоты.


Все, больше не буду мучить теорией. Расширенный пример нас будет ждать через пару ходов, так что наберитесь терпения, если вам не все стало ясно сразу. Пока мы тут с вами изучали матчасть, американцы потихоньку начали свое движение к намеченной цели. Со второго раза установив дымы в wO7, американцы начали собирать силы под горкой в wP6. Происходило это все при попустительстве немцев, упорно игнорировавших движение на своем левом фланге, ожидая прорыва по центральной улице. Но американцы не стали делать то, чего от них ждут противники и решили использовать дымовую завесу – как точку прорыва. Опомнившись, немцы открывают огонь, с уже не такими выгодными модификаторами.



Рис 2. Стрельба зенитки и перемещения американцев на левом фланге.

Немцы, по установившейся привычке, не смогли причинить противнику никакого вреда, и американцы благополучно забрались в wO6, создавая угрозу жизни сломленному отделению в соседнем гексе (а ведь Кирилл предупреждал меня, что их надо убрать из этого гекса в предыдущую RtPh).


Вынудив немецкое отделение в wL5 получить маркер First Fire, американцы решают, что пора предпринять атаку по центру. Идея в том, чтобы разместить дымы в гексе wL6. От этого будет зависеть, по какому вектору будет развиваться дальнейшая атака. Но чтобы разместить здесь дымы, надо пройти вперед на один гекс в wL7. Но это чистое поле и немцы будут стрелять DR2/-2, что в целом не так уж и плохо. Бросок: 3+2. Результат 1MC, который американцы проваливают и теряют мотивацию к дальнейшему передвижению к противнику. Размещаем Residual FP 1 в целевом гексе и переворачиваем маркер First Fire на сторону Final Fire.


Воспользовавшись моментом, американцы поближе подтягивают отделение с пулеметом в wN7 – создавая серьезную угрозу на следующий ход удачной точке сбора у немцев в wL4. Еще одно тыловое перемещение организовано под командованием сержанта Васкеса из wP8 в wO6. Им попытались помешать бойцы из полуотделения в wP4, но безуспешно. Тем временем, оставшаяся группа под предводительством сержанта Морро (8-1) идет на штурм здания в wL5 проторенной дорожкой израненных коллег. Пробегая по гексу с залегшими товарищами и Residual FP 1, они получают PTC, но дружно проходят его. Войдя в гекс wL6, они становятся целью Final Protective Fire со стороны уже изрядно уставших бойцов в wL5. Для них этот выстрел будет так же NMC, и если они провалят его, то путь противнику будет открыт – цена этого залпа очень велика.


Выстрел у нас будет следующим DR4/-2. Бросок 3+2. Немцы проявляют чудеса стойкости и героизма, нанеся противнику 2MC. Броски американцев приводить не буду, но и лидер и отделение его провалили!


В последовавшие фазы ничего особо интересного не происходило. Немцы на горе благополучно молотили в пустоту, пытаясь выбить надоедливых янки из домика wK8. А американцы в свою очередь достаточно сглупили, не расстреляв залегших в wO5 немцев. Они попытались сбросить с горки целое полуотделение, но вынудили их только залечь (проваленный PTC). В RtPh сломленные отделения, коих было превеликое множество, расползлись по местности с разным количеством приключений (были и тесты за Interdiction), и к окончанию хода американцев ситуация выглядела следующим образом.



Рис 3. Я развернул много стеков, и картинка стала немного похожа на кашу. Но она дает точное представление, каких успехов добились американцы за этот свой ход.

Последовавший за этим 3 ход немцев нельзя назвать никак иначе кроме как – «Durchfall» (провал по-немецки, хотя и медицинское значение этого слова – диарея – очень близко к описанию ситуации). В RPh американский лидер смог привести самого себя в чувство, а вот подопечных, штурмовавших злополучный дом, не удалось. Немцы так же смогли вернуть в строй сбежавшее с горки полуотделение.


На этом благополучное течение хода для них и закончилось. Артиллеристы, выдав пару успешных выстрелов в прошлый ход, в этот взяли таймаут и стреляли не целясь. Сержант Брюге (8-1) решил переместиться с пулеметчиками в wL2, но как оказалось в wK3 они попали в LOS противника и, будучи нещадно обстреляны, расстроились до сломленного состояния, а отделение расстроилось настолько, что было понижено в качестве (за превышение ELR 3 – помните еще что это?). Восстановившиеся отделение в гексе wL4, решив, что wM4 хорошая позиция для огня по противнику подверглось массированному огню и залегло в этом же домике. В DFPh средний пулемет американцев дал прикурить точке сбора в wL4 так, что лидер был понижен в качестве, а сломленное отделение так и вовсе перестало существовать.



Рис. 4 Тот самый Durchfall на конец 3 хода у немцев.

Восстановление прошло для немцев неудачно – ни одно из отделений не восстановилось. Американцы же, подгоняемые командирами, вновь вернулись в строй. В фазу PFPh ничего интересного американцы не предприняли, хотя ради развлечения они решили дать залп из базуки в героев гекса wL5. Давайте подробнее остановимся на особенностях стрельбы из этого легендарного оружия.


По своему способу применения Базука схожа с артиллерией – для попадания по цели необходимо совершить DR меньше значения TH указанного на обороте фишки. В нашем случае дальность до цели 3 гекса, которому соответствует значение 7. К выстрелу применим DRM +3 за TEM каменного здания. В случае, если при броске выпадет число больше или равно 11, без учета модификаторов (на фишке это указанно, как X11) – оружие отделением будет потеряно безвозвратно. Стоит помнить, что стрелять из базуки могут MMC, HS и не менее 2!!! SMC (по одиночке из базук не стреляли, т.к. у людей вего две руки). Более того, применяют базуки только как штурмовое оружие при атаке пехоты в зданиях, огневых точек орудий и средство охоты за техникой. В случае успешного попадания по засевшей в здании пехоте, для определения урона используется столбец с FP8.


Собственно все! Ну, почти всё… Мы ведь говорим сейчас о самой реалистичной симуляции тактических боев ВМВ. Что такое, по сути, базука? Это динамореактивный гранатомет, при выстреле из которого сзади трубы вырывался сноп пламени и горячего газа. Вы представляете, как себя чувствуют те, кто находится в одном помещении в момент выстрела? Что бы отразить этот момент, в правилах игрокам предоставляется выбор – либо к выстрелу добавляется модификатор +2, либо все находящиеся в помещении получают удар без модификаторов с FP 1. Все это применимо только к стрельбе в помещении. На свежем воздухе можно стрелять, сколько душе вздумается без всяких ограничений.



Та самая легендарная базука

Американцы успешно прошли тест на попадание, воспользовавшись русским «Авось», положившись на то, что переживут выстрел базуки в здании. Собственно, выверенная временем практика оправдала себя – американцам удалось поразить цель, которая провалила PTC, при этом сами стрелки не пострадали. Это очень поможет американцам при штурме центральной группы зданий.


А теперь мы вновь замедлим время и перейдем к детальному описанию событий.


Movement Phase (MPh) 4 ход

Огонь на подавление из базуки сделал свое дело в предыдущей фазе, и парашютистам это должно здорово помочь. В окрестностях целевой группы зданий у американцев сосредоточено отделений намного больше, чем могут съесть немцы. А потому будет жарко!


Первыми будут действовать полуотделения. Качественно они сильно отличаются от полнокровных частей, но их можно будет использовать как элемент давления на психику противника. Первым у нас начнет движение группа бойцов из wK9. Они объявляют Double Time движение и движутся в гекс wK6 по дороге под горкой. Немцы хладнокровно проигнорировали показушное передвижение потрепанного отделения и открыли огонь, только когда они вошли в гекс напротив себя. DR4/-2 и бросок 1+5, что дает результат 1MC. Американцы проходят тест 6+5 и расползаются по всем выпуклостям рельефа в сломленном состоянии.


Для чего мы стреляли по этому битому отделению? Противников у немцев немало, а вот подступов к комплексу зданий всего 2 – по дороге, которой бежал HS, и через wM6, но чтобы попасть в этот гекс, придется попасть в LOS зенитки, а это мало кому хочется, по крайней мере, пока. А вот пропустить американцев в wK6 смерти подобно для всех, кто находится в этом комплексе строений.


Следующим «бегуном» под Double Time у нас станет пришедший в себя еще один HS из wL9. При входе в гекс c Residual FP 2. DR2/-2, бросок 2+1, что даем нам результат 1KIA или в простонародье «Корова языком слизнула».


Лишившись двух отрядов, американцы начинают действовать более осторожно – из гекса wM7 в wL6 используя Assault Move (это передвижение всего на 1 гекс, но при этом DRM -1 FFNAM не применяется). Войдя в гекс, отделение страдает от Residual FP 2. DR2/-1, бросок 1+5, что дает результат NMC. Американцы успешно проходят тест и теперь могут быть обстреляны немцами из домика. Но там маячит еще достаточное число противников, а потому прибережем стрельбу. И кстати, отделение, которое только что удачно вошло в гекс несло на себе пристрелочный маркер зенитки. Поскольку оно вышло из LOS зенитки, то и маркер снимается.


Дальше началась рутина, американцы один за другим штурмовали здание и, в целом это им удалось. А вот на другой стороне дороги американцы решили воспользоваться дымовыми гранатами, перекрыв LOS зенитке. Что, к слову, надо было сделать в первую очередь, до штурма – но что сделано, то сделано. Полуотделение в wP4 ничего не смогло противопоставить действиям парашютистов – слишком невнятные были броски при стрельбе.


Итак, два гекса заняты дымами, и отделение G (они уже потратили 2MF на забрасывание гекса дымовыми гранатами) предпринимает попытку пересечь затянутую дымом дорогу. Вход в гекс с дымами, как мы помним, будет стоить отделению 2MF, а значит и зенитка может сделать 2 выстрела, прежде чем парашютисты достигнут здание в wM5.



Рис. 5 Ситуация перед стрельбой зенитки.

Итак, дальность от зенитки до цели в wN5 всего 5 гексов. А значит TH(8) CH(3), к этому мы добавляем +4 DRM за оба дыма и -1 FFNAM. Итого первый выстрел будет иметь итоговый вид TH8/+3. Бросок 6+5, крайней и крайней неудачно. Применяем маркер First Fire и на цель выкладываем пристрелочный маркер. Следующий выстрел будет уже другим TH8/+4 (-1 от пристрелочного маркера, +2 за счет того, что это Intensive Fire).


Тут надо пояснить, что у орудий нет Subsequent First Fire. Вместо него, артиллеристы работая на износ, ведут интенсивный огонь, снижая аккуратность огня. На орудие выкладывается маркер Intensive Fire, к выстрелу добавляется модификатор +2, а число B# (поломка) уменьшается на 2. После выстрела, если ROF не был потерян, орудие может продолжить вести огонь. В противном случае маркер First Fire переворачиваем.


Бросок 1+2, что сохраняет за нашей пушкой право не переворачивать маркер на сторону Final Fire (за счет ROF) и дает немцам попадание. И что более важно этот выстрел еще наносит Critical Hit с итоговым FP30. Бросок на нанесение урона 4+4, что дает нам, с учетом cowering 2MC (Тут я допустил ошибку. Cowering к артиллерии не применяется, о менять уже было поздно и ошибку я заметил только после окончания статьи.). Американцы проходят тест 6+6! Это очень неприятно - при результате 12, до применения модификаторов отделение автоматически подвергается Casualty Reduction, т.е. половинится, плюс превышение ELR и отделение еще и понижается в качестве. Одно слово – Бог войны!



Кадр из фильма "Братья по оружию". Вот как то так выглядит наступление под огнем вражеской зенитки

Теперь разберемся, какой Residual FP необходимо применить к гексу. Из-за cowering FP был равен 24, половина от этого составит FP12. А теперь вспоминайте, вначале статьи я рассказывал о том, что Residual FP уменьшается на один столбец за каждый положительный модификатор ВНЕ целевого гекса. В нашем случае у нас +2 модификатор за дым в гексе wN4. Смещаемся на два столбца влево и в итоге получаем Residual FP 6.


В этом ходу еще были безнаказанные перемещения, в частности отделение с пулеметом переместилось под шумок в wM5 ценой потерь среди своих коллег. К ним же присоединился сержант Морро (9-1), а капрал Джойс (8-1) переместился чуть ближе, готовый к сбору израненных душой и телом братьев по оружию.



Рис. 6 Конец MPh

Сидя над картой, и размышляя о превратностях судьбы в отношении немецких бойцов, я заметил один интересный момент, на который не обратил внимание раньше - а ведь вторая зенитка из гекса wF4 видит wO5, так же как и группа с легким пулеметом из wJ3. Поскольку эти товарищи нам сильно мешают, будем стрелять в наступившую фазу DFPh.


Начнем с зенитки. Дальность 9, параметры выстрела TH(7) CH(3) c модификаторами +6 (+3 TEM за здание, +2 Hindrance за редкие деревья, +1 за поворот пушки на один угол) (а если бы я внимательнее посмотрел на карту раньше, то мог стрелять в это здание, когда они бросали дымовые гранаты). Поэтому зенитчики предпочли стрельбу по площади с TH(7) с +1 за доворот пушки в сторону цели. Бросок 1+4, у нас будет еще один выстрел! FP, при стрельбе зениткой по площадям, равно 8. Модификатор +5. Бросок 5+3 в пустоту. Еще один выстрел уже без модификаторов (-1 за пристрелку, большой маркер пристрелки по площадям). Бросок 5+2. С натяжкой, но попадание. Бросок на ранение 2+1! NMC всей немаленькой группе в этом гексе. Лидер в гексе с трудом вписался в параметр своей морали, он получил маркер PIN и не сможет помочь другим парашютистам своим модификатором -2 для прохождения тестов. В итоге отделение с базукой сломлено, а второе отделение залегло.


Пулеметчики, к радости американцев так ничего и не сделали. На этом фаза защитного огня была окончена, и американцы имели шанс отыграться в AFPh, которым не воспользовались – неудачи преследовали стрелков во всем.



Рис. 7 Кошмарное окончание американского четвертого RtPh

В APh два отделения входят в гекс wL5 с вражеским отважным отделением, изрядно задержавшим продвижение противника. Поскольку рукопашных боев еще у нас не было, остановимся чуть подробнее.


Ближний бой происходит только в определенную фазу – CСPh. Если действо разворачивается в здании или лесу, то противники могут подготовить друг другу засаду (Ambush). Для определения кто кого подловил, каждый из игроков бросает по одному кубику, и если разница между бросками, с учетом всех модификаторов, будет более чем 3 - то засаду устраивает тот, кто выкинул меньше. В нашем случае американцы бросили 3, а немцы 4. Недостаточно, но если бы у кого-нибудь получилось, он получил бы положительный модификатор при нанесении удара и первым бросал бы кубики. Здесь еще был применим модификатор +1 за счет того, что защитники под маркером PIN, но на результат это не повлияло.


Сама рукопашка происходит следующим образом. Начиная с атакующего игрока (чей сейчас ход) определяются, кто по кому будет рукоприкладствовать. Если в случае 1 на 1 все более или менее понятно, то при прочих соотношениях отделений в гексах каждый из игроков сам определяет кто и в каком количестве и на кого будет нападать. SMC (лидеры) могут быть атакованы отдельно от всех, только если они не присоединяются в атаке к какому-то MMC. Для определения результатов атаки игроки должны посчитать соотношение FP атакующих к защищающимся. В нашем случае два отделения с FP7 атакуют одно с FP4 (помните, что немцы под маркером PIN, что половинит их FP, но это действует только при определении соотношения в атаке. В защите FP смотрится исходное). Итоговое соотношение для нашего рукопашного боя, в атаке американцев 3 к 1. В таблице рукопашного боя этому соотношению соответствует число 8, это значит, что чтобы уничтожить тех, кто вовлечен в ЭТУ часть рукопашного боя, необходимо бросить меньше этого числа. Если будет брошена восьмерка, то противник будет подвержен боевым потерям (Casualty reduction). Если бросок будет больше 8, то никакого эффекта. Здесь так же есть большое количество различных модификаторов, но в данном случае они не применимы.


Итак, американские парашютисты с боевым кличем на устах кинулись в атаку. Бросок 3+4. Что ж, они были близки к провалу, но противника они размазали по стенам строения. До применения результата, немцы должны ответить. Они в свою очередь не питают больших надежд на то, что смогут серьезно помешать противнику, но выбирают своей целью отделение с базукой. Соотношение для их атаки 2 к 7, что дает нам столбце 1 к 4, с числом успешной атаки 3. Бросок 2+4. Хорошо, но не достаточно. Немцы перестали существовать.


Все, 4 ход американцев закончен. Стоит еще отметить, что во время рукопашного боя, при броске 1+1 в отделении может появиться новый лидер.


В ход немцев, все сломленные подразделения вернулись в строй, у американцев же положение было чуть похуже – всего одно отделение пришло в себя в wM8. Немцы заняли в принципе уже достаточно удобные позиции. Так что весь ход они будут подавлять огнем противника. Результат этого огня вы можете увидеть на картинке ниже.



Рис. 8 Результаты огня на подавление в исполнении немцев.

В ответ американцы смогли сломить пулеметчиков в wL2 и потерять базуку в wK8 при стрельбе по зданию напротив. Но уставшие от сражений противники больше не форсируют события – расползшись по удаленным углам и зализывая раны. Но такая ситуация на руку только одной из сторон, и это не американцы.


В начале 5 хода обе стороны вернули в строй почти все свои отделения. И развернулось побоище. Я уже не буду подробно останавливаться на всех моментах – тут были и геройские пробежки полуотделения под огнем зенитки, и отважная попытка штурма здания в wL2 и марш-бросок в wO3. Результат хода американцев, до фазы отступления вы можете увидеть ниже. Во время рукопашного боя, американцы взяли штурмом здание wL2, вырезав их защитников.


Что характерно, отделение захватило пулемет, оставшийся на поле боя (поднять ничейное оружие можно в RPh или во время движения, затратив 1 МF, если при броске одного кубика выпадет число меньше 6).



Рис. 9 Почти конец 5 хода американцев. Сейчас начнется RtPh

В свой ход у немцев осталось по сути всего два боеспособных отделения на передовой – зенитка и пулеметный расчет на горке в wJ3. Поэтому и пользоваться то ими будут только в PFPh. Но… пулеметчики никуда не попали, а зенитчики, в упор стрелявшие по противнику перенапряглись, и зенитку заклинило (первый выстрел был промах, а второй с Intensive Fire выпало 6+5). Потеря зенитки на ключевой точке поставила под угрозу всю оборонительную миссию. Удержать такое количество парашютистов силами одного пулеметного расчета не представляется возможным. Вдобавок к этому, в фазу защитного огня отделение в wL2 из базуки подавило пулеметный расчет на горке, сломив уставших от боя немцев.


Последний ход американцев не принес никаких неожиданностей. Немцы так и не смогли прийти в себя, чтобы хотя бы огрызнуться. В итоге из зоны выхода, без каких либо проблем вышли 5 полнокровных MMC и 2 SMC, что в итоге дало 15VP – уверенная победа американских парашютистов!



Рис. 10 Финал

 

 

 

Автор - Алексей Пупышев, Тюмень, 2013. Ваши вопросы и пожелания вы можете отправить  на адресс palxin@gmail.com и mail@prowargames.ru . Анонимные письма и письма подписанные интернет-кличками могут остаться без ответа.