военная игра военные игры настольная игра настольные игры настольная военная игра настольные военные игры семейная игра семейные игры игровая система игровые системы интеллектуальная игра интеллектуальные игры серия игр серии игр варгейм варгеймы настольный варгейм настольные варгеймы классический варгейм классические варгеймы гексагон гексагоны гексагональный варгейм гексагональные варгеймы

prowargames

Этот сайт посвящен военным играм и военной истории

Лучше с разрешением экрана 1280 Х 800

игры и, как их достать

форум

статьи

статьи

форум

статьи

 
 

S25 Первые сражения (Early battles). Часть 1

На поле танки грохотали,
Солдаты шли в последний бой,
А молодого командира
Несли с пробитой головой.

По танку вдарила болванка.
Прощай родимый экипаж.
Четыре трупа возле танка
Дополнят утренний пейзаж.

Машина пламенем объята,
Вот-вот рванет боекомплект.
А жить так хочется ребята.
И вылезать уж мочи нет.


Я не случайно взял эпиграфом к своей новой серии статей именно эту известную песню. Если верить Википедии она была сложена в начале Великой Отечественной войны, что соответствует событиям сценария, который я выбрал для ознакомления с пока еще неосвещенной мной частью игры Advanced Squad Leader - танками. Как и в предыдущей статье «Восемь-восемь в Зоне» я буду ориентироваться только на правила Starter Kit`ов, а помогать мне в этом будет, Кирилл Орешкин, дополняя и комментируя мой текст.


Этот сценарий я выбрал, прежде всего, за его относительно небольшой размер карты. Вы помните прошлый сценарий? Там все происходило на одной половине карты. Здесь же нас ждет полноразмерная карта (составленная из двух разных половинок), что, в общем, характерно для сценариев с танками – место для маневра им очень и очень полезно. Давайте ознакомимся с брифингом сценария и разберемся с тем, чем нам предстоит играть.



Рис. 1 Немецкие солдаты сопровождают танки в их продвижении по степи.

Брифинг: Севернее Каунаса, Литва. 26 июня 1941 года. Операция «Барбаросса» в разгаре. На протяжении всей линии фронта атаки фашистов уже увенчались успехом – войска Красной Армии почти повсеместно вынуждены отступать, если не были уничтожены в первых боестолкновениях. Немцы имеют серьезное преимущество в тактической выучке и концентрации войск в направлении ударов, что позволяет их войскам быстро продвигаться вглубь советской обороны. Красная Армия сражается отчаянно и отважно, но ей не хватает опыта и средств, чтобы остановить надвигающуюся мощь противника. Но все самые известные и кровопролитные сражения Восточного фронта еще впереди, как и сама затяжная война.


Цель: Игрок за немецкие войска выигрывает, если контролирует, на конец 7 хода, 4 или больше строений на карте v и 2 или более единицы техники все еще на ходу (не уничтожены и не обездвижены). Все остальные варианты приводят к победе игрока за Красную Армию.


Давайте проанализируем, чем стороны располагают в этом бою.


Начнем, пожалуй, с атакующих войск. Немцы представлены частями 6 танковой дивизии. В сценарии 12 пехотных отделений, 4 из которых элитные 4-6-8, а оставшиеся 1-го класса – 4-6-7. В бой войска ведут два лидера 8-1 и 8-0 (в этот раз я решил не давать им имена – недостойны захватчики такой чести). Войска неплохо снаряжены – 3 легких пулемета, один средний и две сумки со взрывчаткой. О ней мы еще с вами не говорили, но когда она пойдет в ход, обязательно расскажу о ее особенностях. Танковая дивизия не была бы танковой, без самих танков. И у немцев тут их аж 6 штук 3 разных типов, что, в общем, характерно было для первых дней войны. Сейчас я только перечислю их по уменьшению калибра пушки:

  • Pz.Kpfw.IV Ausf.D (средний танк, использовавшийся в основном в начале войны. На начало войны было выпущено 229 машин этого типа),
  • Pz.Kpfw 35t (чешский легкий танк, состоявший на вооружении 6 танковой дивизии. На Восточном фронте, к началу войны, было сосредоточено 149 машин),
  • Pz.Kpfw II Ausf.F (еще один легкий танк, массово применявшийся во время первых двух лет войны. Сложно сказать, сколько их было на момент начала войны, но не менее 100 машин этой модификации было разбросано по дивизиям)


Кто же им противостоит со стороны Красной Армии из числа 2 танковой дивизии? 10 полнокровных отделений, из которых восемь 4-4-7 первого класса, а оставшиеся два новобранцы 4-2-6. Плюсом к пехоте одно полуотделение первого класса 2-3-7 (видимо для отображения потерь в рядах Красной Армии).


Комментарий Кирилла: Или для того что бы дать им противотанковое ружьё или миномёт, которые жалко давать целому отделению. Не забывайте, что в Больших правилах, советские войска не могут разделять отделения перед началом сценария, в отличие от тех же немцев, которые могут разделить 1/10 своих отделений. В правилах стартеров возможности добровольного разделения MMC на полуотделения нет.


Ассортимент специального вооружения достаточно обширен – 2 легких пулемета, 1 средний, 2 противотанковых ружья и пехотный 50 мм миномет. Плюс к этому 76 мм полковая пушка образца 1927 года с приданными ей артиллеристами и два танка:

  • КВ-2 (советский тяжелый танк, к началу войны было выпущено около 200 машин),
  • БТ-7 M37 (советский легкий танк, пожалуй одна из самых массово выпускаемых машин в СССР, на 1 июня 1941 года в строю было 3243 машины в разных модификациях)


Сложно сказать, какой именно эпизод первых дней боев автор сценария Брайан Яуз подразумевал. Исторически именно 26 июня немцы с тыла ударили по штабу 2-й танковой дивизии. В том бою погиб и ее командир генерал-майор танковых войск Солянкин Егор Николаевич. Возможно, именно это и отражено в целях миссии – захватить строения и сохранить как можно больше сил для продолжения наступления. Знаменитый эпизод о «легендарном одиноком танке» так же принадлежит к этому периоду. Посмотрим, смогут ли танкисты нашего КВ-2 остановить немецкое наступление.


Комментарий Кирилла: Если мне не изменяет память, то подобный эпизод описан в мемуарах генерала Эрхарда Рауса (английский перевод – Panzer Operations), в тот момент командовавшего 6-ой моторизованной пехотной бригадой 6-ой танковой дивизии.


На этом краткий исторический экскурс в реалии боя я, пожалуй, закончу. И приступим мы к танковедению. Прежде всего, бросим взгляд на картинку из сценария. Вы уже, наверно привыкли к относительной лаконичности пехотных фишек? Что же нам готовят танки?



Рис.2 Я выбрал всю технику обеих сторон, для демонстрации и рассмотрения их возможностей. Правда страшно?

Давайте попробуем составить дополнение к краткому словарю терминов в первой статье, которыми будем достаточно часто оперировать при общении с танками.


BMG (bow machine gun) - курсовой пулемет c максимальной дальностью огня 8 гексов


AAMG (anti aircraft machine gun) - зенитный пулемет c максимальной дальностью огня 8 гексов.


CMG (coaxial machine gun) - башенный пулемет, с максимальной дальностью огня 12 гексов.


CE (crew exposed) - незащищенный экипаж. Статус с открытыми люками.


BU (buttoned up) – люки закрыты. Противоположен статусу CE.


AF (armor factor) – фактор бронирования.


MP (movement point) – аналог пехотного MF у техники. (Комментарий от Кирилла: разные названия нужны потому что очки движения тратятся по-разному, и вообще имеют разный смысл для техники и пехоты)


Типы башен, от которых зависят модификаторы на TH, при стрельбе:

  • T (Fast turret traverse) – быстро вращаемая башня
  • ST (slow turret traverse) – медленно вращаемая башня
  • RST (restricted slow traverse) – медленно вращаемая башня с ограничениями. По модификаторам она схожа с ST, но танкисты не могут вести огонь из пушки и пулеметов, пока люки машины открыты (CE).
  • NT (non turret) – без башни. Кроме самоходок и различных автомобилей, есть некоторые виды техники, с настолько вяло вращающейся башней, что в рамках правил такую технику так же относят к этому типу. В частности танк, используемый в нашем сценарии: КВ-2.


Имеет смысл так же вписать сюда всевозможные типы снарядов и виды вооружений, но сделаю я это после демонстрации одной крайне полезной картинки, что есть в стартерах, а так же есть в свободном доступе в интернете.



Рис.3 Та самая крайне полезная картинка. Взглянув на нее, у неподготовленного человека первым рефлексом может быть желание закрыть книгу правил и никогда больше не возвращаться к ней. Но на самом деле, информация на фишках, крайне логична и понимается буквально с первого раза.


Итак, давайте разбираться с фишками артиллерии и техники. Начнем с обратной стороны, которая, в случае техники, представляет собой Wreck – обломки после уничтожения. Кроме этого здесь есть масса полезной информации о способностях вашего танка в бою.


Комментарий от Кирилла: Не забывайте перед игрой прочитать информацию о полученной вами технике в главе Н (большие правила) или в отдельной брошюре (АСЛ СК). В этих заметках вы найдёте полезную информацию, как историческую, так и игровую, о технике. И не забывайте использовать сильные стороны и особенности, и стараться нивелировать недостатки.


Первый тип информации, это типы снарядов, имеющиеся в распоряжении танкистов. Всего существует 5 базовых типов снарядов, наносящих урон и 2 вспомогательных:

  • AP – Бронебойный. Базовый тип снаряда при стрельбе по технике.
  • HE – Фугасный. Базовый тип снаряда при стрельбе по пехоте и площадям. Есть варианты, при которых этот тип снаряда может быть применим и против техники.
  • APCR (на фишках отмечается как A#) – Бронебойные составные жесткие подкалиберные снаряды.
  • APDS (на фишках отмечается как D#) – Бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном.
  • HEAT (на фишках отмечается как H#) - Бронебойно-фугасный снаряд
  • s – Дымовой снаряд. Позволяют установить серьезную дымовую завесу, в отличие от ручных дымовых гранат, работающих только во время MPh. Могут быть установлены в PFPh (большая фишка с дымом и +3 hindrance) и DFPh (фишка с разреженным дымом и +2 hindrance). В следующий свой PFPh фишка с +3 переворачивается на разреженную сторону +2, а если дым на стороне +2, то и вовсе убирается.
  • WP – Фосфорные снаряды. По сути своей те же дымовые снаряды, но дают укрытие и при попадании в гекс с пехотой причиняют NMC.


Числа, указанные у снарядов, так называемый Depletion number – число истощения снарядов. Обратите внимание на рисунок 2. В игровом модуле VASL не все так удобно как в реальной игре, а поэтому вся информация о способностях техники вызывается всплывающей подсказкой. Вы можете попробовать сами разобраться в спецвооружении техники этого сценария. Я же это сделаю чуть позже, когда буду суммировать всю необходимую информацию.



Рис.4 Обратите внимание, что большинство снарядов у американских танкистов в руках разные.


Единственное, что еще стоит упомянуть, прежде чем идти дальше, это вариации интересующих нас цифр. Посмотрите на рисунок 3. Последняя справа фишка – обратная сторона T34. У нее APCR снаряды прописаны необычно - с указанием степени. Это информация для игрока, какое число истощения типа снаряда является применимым в сценарии в зависимости от года и иногда месяца. Так числа 2,3,4,5 это указание на 1942, 1943, 1944, 1945 года соответственно. Просто и элегантно!


Кроме описанных типов снарядов и их ограничений есть еще разнообразная дымовая аппаратура, которая устанавливалось на технику. Применяется эта аппаратура в MPh, при условии, что техника не оглушена, не шокирована и не вела огонь в этот ход. Всего 4 типа такого снаряжения:

  • sD (smoke discharger) – система дымопуска. При успешном броске в гекс, который занимает стрелявшая техника, размещается фишка разреженного дыма (+2).
  • sM (smoke mortar) - дымовая мортира. При успешном броске, в любой гекс, в радиусе 3 от техники можно разместить фишку разреженного дыма (+2).
  • sP (smoke Pots) – дымовые шашки, которые выбрасываются танкистами из люков. Это накладывает ограничение – техника должна быть в статусе CE. При успешном броске в гекс размещается фишка разреженного дыма (+2).
  • sN (nahverteidigungswaffe) – оружие ближнего боя, монтировавшееся на немецкой технике с июля 1944 года. Это маленькая мортира, которая может быть использована для установки фишки разреженного дыма (+2) в гекс, который занимает техника или в ближнем бою, против пехоты с силой FP16.


Комментарий от Кирилла: И ещё. Согласно большим правилам, практически у всех танковых экипажей есть обыкновенные дымовые гранаты (D13.35). Даже у советских танкистов управляющих танками без вышеупомянутых хитроумных устройств.


Вот такое многообразие действий доступно технике. Теперь же рассмотрим лицевую сторону фишек, которая информирует нас в основном о размере, способности к передвижению и бронировании. Для этого нам вновь придется обратиться к рисунку 3. В принципе, для тех, кто понимает английский язык на базовом уровне тут все сказано, поэтому, особо не вдаваясь в подробности, изложу основные тезисы.


  • Тип техники и скорость передвижения – число в верхнем правом углу означает число MP. Если это число красное, то техника механически нестабильна. Если число взято в круг, то это колесный бронеавтомобиль, если в овал – гусеничная техника.
  • Степень бронирования и размер техники – сразу под числом MP находится два числа меньшего размера. Верхнее число - AF лобовой брони. Нижнее – боковой и задней. Если число взято в круг, то значение AF башни ниже на одно значение, если в квадрат – выше, а если нет ни круга, ни квадрата, то совпадает с AF корпуса. Значений AF не так много, так что запомнить их не сложно – 0,1,2,3,4,6,8,11,14,18,26. Если значение лобовой брони красное – то размер техники Большой, если оба значений красные – Очень большая, если оба числа не цветные – нормальный размер, а если лобовая броня написана на фоне белого кружка – то маленькая, ну а два белых кружка дают совсем маленькую цель (джип, например).
  • Давление на грунт бронетехники (ground pressure)– важная вещь, при движении по пересеченной местности. Если идентификатор фишки (левый верхний угол) взят в квадрат – бронемашина легкая, если в круг – тяжелая. Если ни круга, ни квадрата нет – нормальный вес машины. (Комментарий от Кирилла: Правило буравчика для значений в круге/квадрате: квадрат – хорошо, круг – плохо.)
  • Параметры башни – если на заднем фоне фишки вы видите квадрат с белым тонким контуром, это ST, с толстым - RST, если круг – FT. В случае, когда ни круга, ни квадрата нет, то и башни нет – просто T.
  • Параметры основного вооружения – в нижнем левом углу фишки цифры это калибр, а буквы или звёздочки или их отсутствие - длина ствола основной пушки. Небольшая цифра чуть выше, взятая в квадрат, это знакомый нам уже ROF.
  • Параметры дополнительного вооружения – правый нижний угол у нас занят FP пулеметов. Их может быть 3 (или больше!) разных типа, о которых мы говорили в глоссарии. Перечислены они могут быть в таком виде - BMG/CMG/AAMG, либо BMG/CMG на ранних видах техники, когда актуальность противовоздушных пулеметов была низкой. В случае прочерка на месте одного их пулеметов, означает его отсутствие. У некоторых видов техники пулемет монтировали и сзади башни, что отражено в таком виде R2, прописанное в степени у значения CMG.


И последний, очень важный момент. Как именно происходит процесс огня по технике. В упрощенном виде это выглядит так:

  • Определяется расстояние до цели.
  • Сверяемся с таблицей и находим число TH для нашего калибра и длины ствола на заданном расстоянии.
  • Совершаем бросок с учетом всех необходимых модификаторов (о них будем говорить позже) и если результат меньше или равен числу TH – попадание.
  • Кубики при попадании не трогаем (!!!), а смотрим, куда пришлось попадание. Если на цветном кубике выпало значение меньше чем на белом, то произошло попадание в башню, в остальных случаях произошло попадание в корпус.
  • После этого сверяемся с таблицей пробиваемости, выясняя значение TK нашего типа снаряда, который тоже зависит от расстояния.
  • Из полученного значения вычитаем AF брони, куда прошло попадание и совершаем бросок. Дальше сверяемся с таблицей и определяем урон танку.


Собственно все, дорогие друзья и любители танков! Это практически вся матчасть о технических особенностях железных монстров времен Второй Мировой Войны. Несмотря на много букв, вся информация раскладывается в голове идеально и не требует больших усилий, для воспоминания, после перерыва в игровой практике. Хотя я еще позанудствую немного об особенностях движения и стрельбы по танку и из него. Но это будет дальше.


Давайте теперь рассмотрим технику в нашем сценарии. И начнем с советских танков, так как их просто меньше.


Первым мы посмотрим БТ-7.



  • Самый быстрый легкий танк в этом сценарии (23 MP) с серьезным недостатком в виде механической нестабильности. Кроме этого, почти все ранние советские танки имеют дополнительный минус в виде плохой трансмиссии. Каждый раз, при начале движения необходимо совершить DR, если результат будет 11 – танк будет обездвижен.
  • Обратите внимание на букву R в круге на обороте фишки. В больших правилах этот символ означает Radioless. В малых правилах такое понятие отсутствует, но в этом сценарии оно прописано в специальных правилах. Каждый раз, когда танк желает покинуть гекс, ему необходимо пройти тест и выбросить на двух кубах 8 или меньше.
  • Броня у танка, мягко говоря, не очень. На лбу броня 2/1 (корпус/башня), а с других сторон 1/2. Комментарий от Кирилла: Броня, так же как и бронепробиваемость, понятия относительные. Если вам, с бронёй 2 противостоит пушка с числом ТК 8 (37 мм) то жить можно, а вот против Пантеры (ТК=23)... тут уж извините. Поэтому на 39-41-ый года БТ-7 очень даже неплохой танк, учитывая его мобильность. Жаль, что у большинства нет радио. АСЛ, совершенно очевидно и справедливо, не считает БТ-7 устаревшим в 1941 году. Не «последнее слово» (Т-34), но уверенный середняк точно.
  • ROF всего 1.
  • 45 мм пушка обеспечивает относительный комфорт стрельбы на близких дистанциях до 6 гексов. (150 м). При этом на таком расстоянии TK 10. Коротко бросим взгляд на вражескую технику. Самый большой AF 3. Что в итоге дает нам итоговый результат на пробитие на таком расстоянии 7. В целом шансы вполне приемлемые, нанести урон противнику.
  • Башня у нашего танка RST – что нехорошо в плане стрельбы не по курсу движения, да еще и всегда будем получать +1 DRM при стрельбе, так как она возможна, только при закрытых люках.
  • Пулемет всего один - в башне.
  • Последний важный параметр B11. Как мы помним, это значит, что пушку может заклинить при натуральном (без модификаторов) броске 11 и выше. Но в случае с танками (когда это значение обведено кругом) это еще значит, что данный вид техники испытывал проблемы с количеством снарядов. При неудачном выстреле пушка маркируется фишкой Malfunctioned и фишкой Low Ammo. При починке пушки, маркер Low Ammo не убирается, а модифицирует B# на единицу. При следующем броске 10 и больше пушка будет выведена из строя окончательно (закончились снаряды) и фишка заменяется на Disabled.


Следующим на очереди в изучение КВ-2.



  • Самый медленный танк в этом сценарии. Всего 9 MP, при условии той же самой механической нестабильности и плохой трансмиссии. Поэтому надежд на возможную передислокацию с места на место можно не питать.
  • Броня, у танка впечатляющая - на лбу 8/10 а с других сторон 8/8. Давайте взглянем на способность к пробитию немецких танков (я намеренно буду рассматривать только лучшие варианты, а это стрельба в упор!!!). У “двойки”, максимальный пробой - 8 (при критическом попадании это число удваивается), у чешского танка – 9, у «четверки» – 11 (при том, что данного типа снаряды могут кончиться - AP7). Как вы видите, оба легких танка могут нанести повреждение нашему монстру, только при условии критического попадания. У «четверки» шансы есть и без критического попадания, но и тут мизерны. Другими словами танк «практически» неуязвим! Хотя величина танка делает его уязвимым для попаданий – 2 DRM за очень большой размер (оба значения брони красные)
  • В связи с особенностями гаубичного орудия (один снаряд только 40 килограмм) ROF отсутствует, так же как возможность вести интенсивный огонь (No IF на фишке).
  • Отрадно то, что 152 мм гаубица гарантированно уничтожает любой так при попадании (не забываем, что бронебойных снарядов у нас так же ограниченное число AP9, хотя это не мешает бить разрывными снарядами по танкам, при таком калибре мало никому не покажется)
  • Башни у КВ-2, согласно правилам, скорее нет, чем есть. Ее скоростью вращения можно пренебречь и в игре данный танк считается без башни. Модификаторы при стрельбе с доворачиванием корпуса, используются как у техники без башни.
  • Три пулемета. Курсовой достаточно слабый - FP2, передний башенный уже серьезнее FP4, ну и задний башенный, что бы враги не расслаблялись FP2.


Вот такие вот два совершенно разных советских танка, у каждого из которых будет своя роль в сценарии. Так же подробно разбирать немецкую технику я не буду. Пусть это останется своего рода «домашним заданием» для вас. В принципе, в рамках одной только этой статьи, мне удалось рассказать весь необходимый минимум для того, чтобы начать играть в сценарии с танками. Что в продолжении статьи я и собираюсь сделать!


Комментарий от Кирилла: Очень полезно, что и сделано, перед сценарием посмотреть на свои и вражеские танки с точки зрения дистанций пробития брони. На какой дистанции ваши танки уверенно пробивают броню? На какой ваша броня будет пробита? Под какими ракурсами? Невозможно преувеличить важность понимания этих дистанций ДО начала боя. Вы избежите множества неприятных сюрпризов.


 

 

Автор - Алексей Пупышев, Тюмень, 2013. Ваши вопросы и пожелания вы можете оставить на нашем форуме.