военная игра военные игры настольная игра настольные игры настольная военная игра настольные военные игры семейная игра семейные игры игровая система игровые системы интеллектуальная игра интеллектуальные игры серия игр серии игр варгейм варгеймы настольный варгейм настольные варгеймы классический варгейм классические варгеймы гексагон гексагоны гексагональный варгейм гексагональные варгеймы

prowargames

Этот сайт посвящен военным играм и военной истории

Лучше с разрешением экрана 1280 Х 800

игры и, как их достать

форум

статьи

статьи

форум

статьи

 

О дивный новый мир ASL.
Краткий путеводитель.
Часть 4. Журналы и всякое разное.
 

 

Журналы.


  Регулярно выходящими журналами, целиком посвящёнными одной игре, могут похвастаться всего несколько варгеймов, и ASL среди этих избранных самая избранная игра. Выходят не только интернет - фэнзины (два из которых очень хороши), но и несколько печатных журналов, что в наш век интернета достаточно любопытно само по себе.


  Но зачем вообще нужны журналы, посвящённые одной игре? Вопрос вполне закономерен, но обычно его задают люди не знакомые с конкретной игрой. Есть игры настолько большие в своих возможностях, охватывающие большой диапазон событий, со сложными и неоднозначными внутриигровыми взаимодействиями, что в них играют и играют и продолжают играть не пресыщаясь. Появляются новые материалы, новые стратегии и пути решения часто возникающих задач, в конце концов, игрокам хочется делится своим опытом и впечатлениями. Тут на помощь и приходят журналы. У них есть несколько преимуществ перед интернет сайтами и всякими форумами. Первое, конечно же компактность – вот он журнал, не надо шерстить сеть. Особенно если прошло лет десять с момента выхода статьи. Второе, это отбор материала – если в интернете (особенно на «свободных»

форумах и т.п.) каждый балбес может написать что угодно, то

чтобы попасть в журнал, материал должен пройти через

редактора... Третье, сайт вы на полку не поставите и в руках

не подержите.


  В 1989 году, Avalon Hill решил, что настала пора выпустить в свет издание целиком посвящённое SL/ASL. Тем самым, они

разгружали свой журнал The General от материалов по ASL, которые занимали много места, отнимая его у других игр. И, конечно же,

шли навстречу игрокам, требовавшим всё больше и больше

материалов «про ASL».


  Сразу же сложился стандарт «журнала об ASL», которому следуют

до сих пор как ММР, так и неофициальные издатели. В любом журнале вы, прежде всего, найдёте новые сценарии, статьи объясняющие правила и их взаимодействие между собой (незаменимо, если вы хотите улучшить свою игру), разборы партий (иногда очень

подробные и очень полезные для понимания игры). Во многих

номерах вы найдёте исторические статьи, естественно

исторический материал подаётся в ASL’ном преломлении. Иногда

встречаются анонсы новых продуктов или обзоры уже вышедших.

И, конечно же ,эррата.


  Вообще, если сравнивать дополнения и журналы, то получается, что дополнения – это «сценарии + карты», а журналы – это «сценарии + статьи». С некоторыми исключениями, которые всегда неожиданны и приятны.


  Если вы играете в ASL чаще, чем раз в два месяца, то журналы не будут лишними в вашей игровой коллекции, вы как минимум станете играть лучше и откроете для себя много интересных нюансов правил и тактики игры. Не говоря уже о новых сценариях...


  Свой рассказ о журналах я буду строить следующим образом: про те из них, что уже являются букинистическими изданиями – совсем краткий обзор, про те, что можно ещё приобрести за номинал – подробнее. Начнём.

 

ASL Annual ’89 (1989)


- 64 страницы
- 15 сценариев (плюс 3 сценария для SL)


  В первых номерах журнала соседствовали материалы по Squad Leader и Advanced Squad Leader, позднее от этой практики отказались. Обложки всех ежегодников повторяли обложки модулей – экономия на художниках, куда без неё.

 

 

 

 

 

ASL Annual ’90 (1990)

 

- 64 страницы
- 16 сценариев (плюс 3 сценария для SL)


  Первое появление “series replay” – когда два игрока и нейтральный комментатор описывают одну партию в какой-либо сценарий. Шаг за шагом, бросок кубиков за броском. Очень интересный и популярный вид статей об ASL.

 

 

 

 

ASL Annual ’91 (1991)

 

- 64 страницы
- 16 сценариев


  Отличная подборка сценариев. И интересный рассказ о сыгранной кампании в Red Barricades.
 

 

 

 

 

 

 

ASL Annual ’92 (1992)

 

- 80 страниц
- 15 сценариев


  Ещё один номер, где нет статей стоящих упоминания спустя двадцать лет...
 

 

 

 

 

 

 

 

ASL Annual ’93а (1993)

- 48 страниц
- 11 сценариев

  Если вы собираетесь издавать ежегодник, будьте готовы к тому, что однажды выйдет два номера в один год. 1993 год получился именно таким – стало гораздо больше качественного материала. В этом номере вы найдёте классические статьи, позже перепечатанные – вы встретите упоминание о них ниже. И один из самых «классических» сценариев – А60 Totsugeki!, который вскоре войдёт в основной модуль Rising Sun.

 

 


ASL Annual ’93b (1993)

- 48 страниц
- 11 сценариев

  Ничего особенно интересного, кроме... внимание... мини-кампании, повествующей о захвате двух крошечных островков к северу от Гвадалканала – Гавуту и Тонамбого. Очень интересно и инновационно. Эта мини - кампания войдёт в модуль Rising Sun.


  Любопытно, что обложка ежегодника (она же обложка

основного модуля Gung Ho!) не просто картина, а фактически компиляция четырёх классических фотографий морских пехотинцев.

Причём известно кто эти люди. Оригинальное решение.
 

 

 

ASL Annual ’95 (1995)

- 96 страниц
- 24 сценария


  Пропустив 1994 год, мы получаем самый толстый ежегодник

в 1995. Просто великолепная подборка сценариев, лучшая из всех ежегодников. Включая ещё один мега - классический сценарий A68 Acts of Defiance. Хорошие статьи, среди них статья о такой непростой теме как бегство(routing) и

рассказ о сыгранной кампании Kampfgruppe Peiper I. Жаль только, что в этом номере много опечаток и ошибок...

 

 


ASL Annual ’96 (1996)

- 64 страницы
- 14 сценариев


  Первый ежегодник, над которым работали ММР, ещё под крылом Avalon Hill. Хорошие сценарии и отличные статьи. Темы статей сразу выдают в авторах практиков игры: снег, статус CX, движение/в движении/не остановившийся, планеры... Если вы хотите лучше уяснить правила, то подобные статьи

обязательны для прочтения. Если же вы не знакомы с основами игры, то такие вещи как «статус СХ» (counter exhaustion) в лучшем случае заставят вас пожать плечами...

 

 


ASL Annual ’97 (1997)

- 64 страницы
- 14 сценариев


  Последний ежегодник. Интересная статья о борьбе с танками на раннем этапе войны, которую позже перепечатают (см. ниже). И прощальный подарок – маленькая карта местечка Н’Пум Га в северной Бирме. Жаль, что к карте нет кампании, только сценарии.
 

 

 

 

 

ASL Journal 1 (1999)


- 64 страницы
- 12 сценариев
- 4 миссии для SASL (Solitaire ASL – соло ASL)
- 1 кампания для Red Barricades

  С переходом издания ASL в руки ММР, изменилось название главного ASL’ного журнал, отныне это просто «журнал». Как видите, в первом номере разнообразное сценарное наполнение, кроме того отличные статьи: про «дым», про правильное использование «консервных банок» (плохих танков), про джунгли.
 

 

 

ASL Journal 2 (2000, 2010)

- 70 страницы (68 во втором издании)
- 23 сценария
- 2 платы фишек
- Карта хребта Каказу
- Правила для кампании «Хребет Каказу»


  Второй номер журнала уникален тем, что он выдержал два издания! Хорошие сценарии и кампания, в ходе которой американцы пытаются захватить наполненный пещерами хребет

на острове Окинава в апреле 1945. Ждём Rising Sun!

Содержание номера.


- Исторический обзор боёв за Каказу
- Атакуя комплекс пещер. Анализ одного хода на карте Каказу.
- Интернет ресурсы для игрока в ASL. (во втором издании, естественно, современные)
- Тактический анализ сценария J20 The Guns of Naro. Силы сторон, потенциальная расстановка...
- SASL это не ASL. Общий обзор Solitaire ASL и его отличий от «просто ASL»
- Заметки дизайнера к историческому модулю Pegasus Bridge
- Статья об историчности в сценариях ASL.
- Пример бегства (такой же, как во 2ой редакции правил).
- Анализ сценария J29 The Capture of Balta. Сыграйте сценарий до прочтения этой статьи, потом прочитайте статью, и вы удивитесь глубине игры.
- Статья о правилах парашютных высадок в ASL.
- Две отличные статьи об особенностях использования бронированной техники в ASL. Рекомендую всем танкистам.
 

 

 

ASL Journal 3 (2001)

- 80 страниц
- 30 сценариев
- 1 миссия для SASL
- 1 кампания для Kampfgruppe Peiper I

  Много сценариев, много статей - самый толстый Journal.

Есть даже мини-кампания про бои на Курской дуге. Статьи, кроме собственно ASL’ных, включают в себя исторические, в частности, про Норвежскую кампанию. Вызывает интерес и

статья о принципах работы над вторым изданием правил.
 

 

 

ASL Journal 4 (2002)

- 48 страниц
- 12 сценариев
- 1 миссия для SASL

  После огромного третьего номера, журнал принимает более скромный вид. И на обложке появляется первая картина Кена Смита (Ken Smith), прекрасного батального художника. Все последующие журналы и некоторые другие продукты ММР будут украшены его работами. В сценариях чувствуется акцент на британцев и, в особенности, на использование знаменитых

Bren Carriers (см обложку). Интересны статьи об

использовании миномётов и о засадах (ambush).


ASL Journal 5 (2004)

- 48 страниц
- 12 сценариев

  Журнал сбивается с ежегодного графика ... Мини-кампания

из трёх сценариев в Северной Африке. Анализ кампании из исторического исследования Operation Veritable. Статьи о пассажирах и экипажах и их сложных взаимодействиях с огнём противника, ещё одно толкование правил о джунглях...
 

 

 

 

 

 

ASL Journal 6 (2005)

- 48 страниц
- 12 сценариев
- Историческая карта
- Правила к кампании «мост Примасоле»


  Ещё одна полноценная кампания. Британцы против немцев

(и чуть-чуть итальянцев) в Сицилии, 1943. Захват и удержание моста, тема избитая, но по-прежнему интересная.

  Кроме кампании и сценариев, в этом номере вы найдёте хорошие статьи об «остаточном огне» (residual firepower) и первую часть историческо -ASL’ного исследования о британской

армии.

 

 

 


ASL Journal 7 (2006)

- 48 страниц
- 12 сценариев
- 1 карта (v)


  Ещё одна отличная картина Кена Смита... место действия большинства сценариев – Восточный фронт. Карта, вкладываемая в журнал, позже была включена в ASL Starter Kit 3. Кроме второй части статьи о британской армии, вы найдёте интересный материал о хорватских парашютистах (плюс три сценария о них же), статьи о комиссарах в ASL и о скрытом размещении фишек
 

 

 

ASL Journal 8 (2010)

- 64 страницы
- 16 сценариев


  Журнал оказался живучим и востребованным (а вы

сомневались?), и после значительного перерыва снова выходит. Из шестнадцати сценариев, три - сценарии для исторического модуля Valor of the Guards. Краткое содержание номера.


- Статья о правилах и принципах overrun’а техникой. Очень помогает для практического понимания.
- Почему с новичками случаются всякие гадости? Практические советы новым игрокам... да и старым поможет.
- Привью финского исторического модуля Hakkaa Paalle!
- Очень интересный анализ сценария J113 Maczek Fire Brigade.

С двумя альтернативными начальными расстановками!
- Обзор дополнения Turning the Tide.
- Заметки дизайнера дополнения 4 - Normandy 1944
- Полезная статья о пред игрвых действиях при расстановке сценария.

Не забыто ничего.
- Анализ сценария J74 Priests on the Line
- Эррата для основного модуля Doomed Battalions
- Анонсы (ещё не устаревшие!)
 


ASL Journal 9 (2011)

- 64 страницы
- 24 сценария
- 1 плата фишек
- Историческая карта
- Правила для кампании «Самоубийственный ручей»


  Журнал опять выходит с кампанией. Похоже на тенденцию, однако. «Самоубийственный ручей» расскажет о боях морской пехоты США с японцами на острове Новая Британия в конце

1943 - начале 1944 годов. Как вы понимаете, прямой расчёт на скорый выход основного модуля Rising Sun… Среди сценариев есть ещё три сценария для исторического модуля Valor of the

Guards, включая сценарий VotG 23 «Герои Советского Союза»,

где с советской стороны действует четыре фишки раненых героев

и две фишки лидеров... и всё.

- Искусство банзай - атак.
- Наука банзай –атак. Две статьи рассматривающие правила об этом, уникальном

для японцев, методе атак.
- Статья о водных преградах в ASL. От ручьёв

до океана.
- Мини-кампания из трёх сценариев – американцы захватывают Нюрнберг
- Статья, рассказывающая о боях на «Самоубийственном ручье».
- Большая и хорошая статья о принципах обороны зданий.
- Как создаются сценарии. От одного из лучших «ASL-сценаристов»
- Применение немецких лёгких противотанковых средств в ASL
- Интересное решение «проблемы пространства», или как хранить разложенную кампанию на

примере Красных Баррикад
- Совсем свежие анонсы.

 

 


  Вот и все на сегодняшний день ежегодники и журналы... Но есть ещё одно, правда не совсем периодическое издание, о котором стоит сказать.
 

 

Out of the Attic 1 (2003)

- 48 страниц
- 16 сценариев


  «С чердака» - так переводится название этого журнала – это сборник старых, но интересных сценариев и статей, не утративших своей актуальности. Первый выпуск не запомнился особенно выдающимися сценариями, а статьи посвящены одной,

но сложной теме – ночь. Полезные статьи. В общем же, не

очень удачный журнал и казалось, что концепция погибнет...

 

 


Out of the Attic 2 (2010)

- 48 страниц
- 16 сценариев


  В 2010 году появился второй выпуск этого журнала (альманаха?). Хорошие сценарии, на этот раз проверенные временем, из неофициальных источников, а говоря проще – от фанатов. И подборка прекрасных статей, особенно актуальных для начинающих игроков.

 


- Panzer Gegen Panzer. Танки против танков в ASL.

Перепечатка из ASL Annual ’93а (помните, я всё отсылал

вас «см. ниже»?)
- Tactics 101. Полезные советы для новых игроков. Я очень сожалею, что не все мои соперники прочитали эту статью... Взято из The General vol 30, no 1.
- Hyper Sniper! Любопытное и всестороннее исследование снайперов в ASL. Источник - The General.
- Три классические, но небольшие статьи о способах уничтожения танков в ASL. Так же взяты из журнала The General.
- Beating Around the Bush. (вообще-то это фразеологизм, дословно, не

вдаваясь в переносное значение - «бегая вокруг куста») Что такое bypass

и как с ним жить. Очень полезно при переходе от Стартовых правил к «полным». Annual ’93а
- Что делать, если нет открывалки? Борьба с танками в начале войны.

Annual ’97.
 

  Лично моё мнение - этот альманах обязателен всем, кто переходит с правил стартера на «большие» правила или тем, кто хочет усовершенствовать свою игру.
 

 

Blood Reef: Tarawa. Gamers Guide. (2010)

- 68 страниц


  Узконаправленный продукт. Является именно путеводителем и помощником к историческому модулю № 5. Кто собирается играть в Тараву? Я имею в виду у нас, в России!
 

 

 

 

 

 

Семейство журналов Operations, Operations Special Editions и Special Operations.


  С тех пор как вместе с The Gamers , ММР приобрели и их «домашний журнал» Operations, в нём начали публиковаться сценарии для ASL и ASL SK. И забавные изменения названия журнала никак на этот факт не повлияли. Иногда появляются маленькие кампании. Следите за Operations, особенно если вам интересны и другие игры ММР.


  Я упоминаю эти журналы только потому, что их выпускает непосредственно ММР. Не забывайте, что сценарии (иногда даже кампании) публикуются и в таких, например, журналах как Vae Victis


  Переходим ко «всякому разному». Или вы думали, что мир ASL так мал и в нём нет тупиковых ветвей развития или нишевых продуктов?
 


Deluxe ASL.


  Де люкс , известный как DASL, не в смысле золотых кубиков или, на худой конец, пластиковых фишек, нет. Идея была проста - попробовать играть в ASL миниатюрами, тем более, что оригинальный Squad Leader тестировался с миниатюрами. Так что единственный здесь «де люкс» - это геоморфные, несколько крупнее обычных, карты, с большими гексагонами по пять с половиной сантиметров каждый. Масштаб местности – примерно 1:285, потому как подразумевалась игра миниатюрами конкретного производителя – GHQ, изобретателя данного масштаба.
 


 

  Начинание провалилось, что нужно помнить всем теоретикам - радетелям за использование миниатюр в настольных военных играх. Причин тому несколько. Первая – вся информация, что была отображена на фишках, теперь должна была быть где-то в другом месте. На отдельной бумажке или на красивой карточке – не важно, главное, что стало не удобно играть. Ведь игры с миниатюрами не случайно делаются более абстрактными и менее требовательными к количеству информации на «фишках», чем «настольно-печатные» варгеймы. Второе – из-за уменьшения масштаба и увеличения размера гексагонов, уменьшилась площадь отображаемая картами. Как результат, пропал фирменный знак ASL - возможность и свобода манёвра. Практически никто не играл в эти модули с миниатюрами, сценарии были однообразными «ближними боями». Де люкс оказался тупиком. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.


  В журналах продолжают периодически появляться сценарии использующие карты «де люкс»... всё, что осталось от DASL в настоящем.


Streets of Fire. DASL module 1 – Улицы огня. (1985)

- 4 карты (a, b, c, d)
- 10 сценариев
- 36 карточек советской и немецкой техники


  Вот и открылась великая тайна почему карты в Стартовых наборах нумеруются с конца алфавита. Потому что первые

восемь букв уже давно заняты! Обратите внимание, что этот модуль вышел почти одновременно с Beyond Valor, Avalon Hill рассчитывал провести эксперимент на тему «не перестать ли

нам печатать фишки?». «Нет, спасибо, не надо! Нам нравятся

фишки!» – почти единодушный ответ игроков.



  При всём при этом, сценарии очень хорошие. И карточки техники со всей информацией с фишек (плюс ещё немного) были отличной идеей...


Если кому надо, то сценарии лежат здесь.

Hedgerow Hell. DASL module 2 – Ад среди живых изгородей. (1987)

- 4 карты (e, f, g, h)
- 8 сценариев
- 24 карточки американской техники
- 1 плата фишек


  Как и следовало ожидать, второй и последний Де люкс модуль вышел про Нормандию и американцев. И простите мне мой дословной перевод названия, корявенько как-то, сам понимаю. Появилось немного маркеров для использования с карточками техники. Местность – ожидаемый бокаж, но если в городских условиях ограниченность манёвра несколько нивелировалась,

то в сельских... тяжело воевать, когда шаг в сторону и картонный мир заканчивается... а пехота может пройти всю карту практически за один ход.


 


  Легко догадаться, что нас не ждут переиздания этих модулей и линейку DASL никто расширять не собирается... А вот следующий модуль весьма любопытен и многим игрокам очень интересен.

 

Solitaire ASL – Соло ASL (1995, 2001)

Первое издание (1995)
- Глава S правил
- 4 Общие таблицы генерации
- 4 Таблицы национальностей (русские, немцы, американцы, партизаны)
- 14 миссий
- 1 плата фишек


Второе издание (2001)
- Глава S правил (переработанная)
- 4 Общие таблицы генерации
- 13 Таблиц национальностей (все, кроме малых союзников стран Оси и финнов)
- 21 миссия
- 2 платы фишек
 


  В принципе, ASL вполне нормально играется соло, не хуже большинства других военных игр. Но нет предела совершенству и Чарльз Киблер (снова он) предложил весьма любопытную систему для игры самому с собой. SASL (таково сокращённое название Solitaire ASL) не является системой для отыгрывания обычных сценариев, вместо них будут «миссии», которые, в свою очередь нельзя перенести в игру с реальным противником. Очень разумное решение, т.к. в SASL игра строится на генерации всего что угодно.


  Миссии – это начальные условия (данные в весьма общих чертах) и условия победы, с перечислением специальных модификаторов на броски генерации чего-либо и специальных правил именно для этой миссии.
 


Миссия 5 «Занять дорогу». Все начальные условия генерируются случайным образом, в пределах указанных в этих маленьких табличках.


  Миссии – это такие типичные боевые задания. Например, миссия 1 – «осторожное продвижение», а миссия 11 – «танковая атака». Соответственно в одной вы атакуете, в во второй – обороняетесь. Основу ваших сил составляет пехотная рота, многие миссии дают вам в распоряжение дополнительные силы и средства (в «танковой атаке» вы получите несколько противотанковых пушек).


 

 

  Американская рота «осторожно продвигается» в сторону подозрительных зданий...
 

  Силы же противника неизвестны. На карте выставляются лишь «знаки вопроса», которые могут быть, а могут и не быть противником. В ходе игры, при сближении противников и выполнении некоторых условий, игрок совершает бросок кубика - узнать скрывается ли под «?» противник или нет. Затем, по другим таблицам, выясняется, кто конкретно появился на поле боя (стал известен вашим войскам). Вы не знаете, кто появится на карте, это очень важно и держит вас в постоянном напряжении.
 



  Часть «немецкой» таблицы генерации. Если ваши войска сражаются с немцами, то именно из этих таблиц вы узнаете своих противников.


  Действия активированных сил неприятеля определяют таблицы приоритетов. Весьма логичные и разветвлённые, вы можете не опасаться идиотизма.


  В SASL появляется «командный радиус» и состояние «паники» - необходимые ограничения свободы действий игрока. И, конечно же, всякие случайные события, от подкреплений, до изменения текущего задания...


  Понятно, что одна и та же миссия всякий раз будет складываться по новому (стоит ли упоминать, что карты генерируются случайным образом, в зависимости от типа местности?), новые условия и тактические задачи вам обеспечены.


  Отдельные миссии можно связать в кампанию и пройти со своей ротой всю войну... теряя ставших почти родными лидеров и радуясь возмужанию своих солдат.


  В остальном же используются стандартные правила ASL. Вот так – просто и со вкусом.


  У SASL много поклонников, создаются новые неофициальные миссии и исторические кампании (например, есть кампании для Valor of the Guards... сделанные самим автором VotG), да и официальные тоже – во втором номере Special Operations появилась очень оригинальная кампания...


  Но есть один нюанс. Модуль давно распродан и стоит весьма не дешёво. К сожалению, планов по переизданию (пока) нет.


  На этом заканчивается четвертая часть краткого путеводителя по миру ASL, которая описывает официальные продукты. Если у вас есть интерес и к «неофициальному» миру ASL – пишите, задавайте вопросы... При должном уровне интереса с вашей стороны, путеводитель может быть расширен.

 

Предыдущие статьи цикла:

  - О дивный новый мир ASL. Дополнения.

  - О дивный новый мир ASL. Исторические модули.

  - О дивный новый мир ASL.


 

Автор - Орешкин Кирилл, Москва, 2012. Ваши вопросы и пожелания вы можете отправить  на адресс mail@prowargames.ru . Анонимные письма и письма подписанные интернет-кличками могут остаться без ответа.