военная игра военные игры настольная игра настольные игры настольная военная игра настольные военные игры семейная игра семейные игры игровая система игровые системы интеллектуальная игра интеллектуальные игры серия игр серии игр варгейм варгеймы настольный варгейм настольные варгеймы классический варгейм классические варгеймы гексагон гексагоны гексагональный варгейм гексагональные варгеймы

prowargames

Этот сайт посвящен военным играм и военной истории

Лучше с разрешением экрана 1280 Х 800

игры и, как их достать

ссылки


статьи

статьи

статьи

 

 

Что делать? (с правилами)

 Назвался груздём, полезай в кузов.
 I find it quite a help in translation to understand the text, sir; I always

 prefer it.
 
Post Captain
 Patrick O’Brian
 

  Правила настольных военных игр часто вызывают нарекания связанные с их сложностью. По сравнению с просто настольными играми это справедливо и не вызывает возражений. А по сравнению с правилами ролевых игр? А материалы и документы с которыми вы работаете по служебной необходимости? Видимо, вопрос упирается в ожидания определённой части аудитории - раз «игра», значит должно быть легко. Не буду вдаваться в философские размышления о сложности освоения бильярда, например, а перейду к конкретным советам по преодолению трудностей.
  Советы,которые вы прочитаете, основаны как на личном опыте, так и на опыте многих других игроков, отечественных и зарубежных, лично мне знакомых и знакомых по переписке или по их опыту, озвученному в печатных или электронных изданиях. Не все советы подойдут всем мучающися с правилами, но попробуйте, пожалуйста, их все, выводы делайте потом. Это не теория, а практика.
 

  Чего только не делают отечественные варгеймеры с правилами.
  Они их читают. Хорошо, но не совсем то что нужно.

  Правила ещё вычитывают. Я не совсем понимаю, что это значит и, если судить по интернету, пока «вычитывание» никому не помогло ни во что играть.

  Некотрые их изучают. Зачем – непонятно. Учить наизусть – глупо, а знать всё-всё-всё возможно только если вы постоянно играете в одну-две игры. Хотя возможно, эти люди строят уравнения и алгоритмы переводя текст правил в формулы и блок-схемы? Не знаю, проще автору игры написать и он их сразу вышлет.

  Правилами иногда запугивают новичков. «В этой игре такие сложные правила, что ты, мол, никогда не освоишь». Простите, умники, а что в эти игры никто не играет в первый раз?
  Есть ещё люди, которые считают, что самое главное в военной игре – это не ошибаться в правилах. Тогда, видите ли, все точно получат удовольствие (от чего?). Эти люди всего лишь теоретики, не играющие ни во что кроме пары игр, правила к которым они уже выучили наизусть (см выше). Не так давно на BGG был опрос «как часто вы ошибаетесь в правилах играя в варгеймы». Подавляющее большинство респондентов ошибается почти в каждой партии. И я в том числе. Удовольствие не в «безошибочном следовании канонам», а в самой игре. В общении. В познании нового.

  Весь варгеймерский мир опасается данного типа игроков и называет их rules lawyer (буквоед правил) – «Я не трогал эти фишки, их касался мой пинцет!» Страшные люди в игре, остерегайтесь!

  Кроме того, данная категория любит использовать нюансы правил для поиска лазеек в них. Но это тема для другого разговора.
  Не подумайте, что я призываю играть не по правилам. Просто варгеймы настолько комплексны и в них столько независящих от игрока событий (кубик, другой игрок, хитрые таблицы), что зачастую ваша забывчивость с лихвой компенсируется другими факторами. Классический пример. Вы играете в Paths of Glory, в середине хода вспоминаете, что забыли бросить на обязательные наступления. Разумный выход, сказать партнёру: «Получается, я выбросил Италию, а она ещё не вступила в войну, а ты выбросил немцев и вот только что ими атаковал». И спокойно играть дальше. Или у вас есть уверенность в том как ложатся кубики?
  Естественно, надо стараться соблюдать правила, но если вы что-то забыли – не беда. Главное избегать людей, которые забывают «не случайно».

  Так что же делать?

  Ответ банален – правила надо использовать. Просто использовать для игры и больше ничего.

  Переходим непосредственно к советам.
  Если вы не знаете английского языка, то вам остаётся надеятся на русский перевод правил (1), или на то что вы будете играть с тем кто знает правила (2). Второй вариант предпочтительнее всегда, знаете ли вы язык или не знаете – это самый простой способ научиться играть.
  Наиважнейший совет.
  Учитесь играть с тем, кто уже умеет.

  Ничего страшного в том, что правила будет знать только один человек нет, поверьте опыту. Если второму интересно, он быстро схватит основы составляющие 90 % игрового поцесса. Или вы играете в варгеймы на родовое имение и победа вам необходима как воздух?
  Возвращаясь к английскому языку. Как не обидно, но таков современный мир: английский - язык международного общения. Если вас подобное может утешить, то точно в таком же положении находятся и немецкие, и бразильские, и шведские, и японские варгеймеры. Точно в таком же.
  Если же вы худо-бедно знакомы с языком Шекспира, то перед вами открыт весь мир военных игр. Надо только знать технику безопасности.
  Не переводите правила.
  Судите сами. Если вы не понимаете написаного, то вы никогда не сможете перевести, не так ли? А если понимаете, то зачем переводить? Понимайте себе и дальше на здоровье. На случай незнания отдельных слов всегда есть карандаш и поля (а вы думали зачем в книгах поля?). Если же вам необходимо перевести целое предложение или параграф, то вы только его и переводите, на отдельную бумажку/карточку/ в тетрадку. Не надо переводить все правила, пожалуйста. Вы просто потеряете время.
  Стандартный подход к освоению игры (именно так, а не к «изучению правил», внимательнее с приоритетами).
1) Рассматривание компонентов. Всех. Заодно можно сразу глянуть в правилах что означают цифры и значки на фишках и карте. Посмотрите на карту, прикиньте расстояния. Взгляните на листы помощи. Полистайте (не более) правила. Посмотрите сценарии. Почитайте комментарии автора (почти все их читают до правил и авторы это знают) и исторические комментарии. Когда вы вдоволь насмотритесь и будете чувствовать, что понимаете что именно лежит в корбке, переходите к следующему пункту.

2) Внимательно ознакомьтесь с масштабами игры (очень помогает для понимания механики и того что можно, и что нельзя, и почему). Что такое фишка, каково расстояние между границами гекса, сколько длится ход. Если гексагон равен ста километрам, а ход два месяца, вы легко поймёте, осознаете и запомните почему города никак не влиют на силу обороняющихся...

3) Внимательно разберитесь в листах помощи игрокам. В хорошо сделанных играх на них содержится 70% правил. Какие там присутствуют таблицы? Какие вообще бывают модификаторы? Главное – знать что на этих листах есть. Когда вы уверенно запомните (одно из немного необходимого к запоминанию) какие правила присутствуют (в сублимированном виде) на листах-помощниках, считайте, что на четверть вы правила уже освоили.

4) Последовательность хода. Прочитайте и постарайтесь осознать самую развёрнутую версию, какую найдёте в правилах. Обычно есть краткая версия содержится на листе помощи и более подробная в корпусе правил.Вы должны точно представлять какие действия производятся в каком порядке. Когда играются карточки? Когда проверяется снабжение, до движения или после? Очень помогает в понимании замысла автора и механики игры. Лично я, во время игры, чтобы не сбиваться и не запоминать, держу последовательность хода перед глазами.
5) Теперь можно переходить к освоению собственно правил. Пробегитесь по книжке правил, что называется, «по диагонали». Главное, что вам сейчас нужно, точно представлять где какие главы находятся , их объём, и, возможно, некие осбенности/интересности на которых остановился глаз. Привыкните к языку изложения. Проверьте себя, найдя главу про движение, не прибегая к оглавлению. Можете прочитать, обычно расположенный в начале, словарь терминов и, иногда встречающиеся, объяснения игровых концепций. Вы мало что запомните и усвоите с первого раза, но получите общее представление о терминах и (главное!) узнаете где их искать.

6) Переходим к механике игры. Прежде всего приготовьте по пять-шесть фишек одной и другой противоборствующей стороны. И не забудьте что они должны быть с разными характеристиками и способностями: пехота, кавалерия, танки, слоны... Откройте главы про группирование, движение, зоны контроля и имейте в виду все остальные действия возможные в фазу движения. Расставьте фишки в произвольном порядке на карте. Начинайте читать и одновременно двигать войска. Прочитали – подвигали. Поняли – проверили себя. Возьмите таблицу влияния местности на движение и погоняйте фишки по всем возможным болотам. Попробуйте подсчитать за сколько ходов части могут пройти из пункта А в пункт Б. Прочитайте про зоны контроля/перехваты/уклонения, расставьте фишки второй стороны и посмотрите как они влияют на уже освоенное вами движение. Как неприятель влияет на всякие другие действия возможные во время фазы движения. Посмотрите в правилах, что ещё можно делать во время движения. Если возможна атака с хода (overrun), оставьте её до освоения правил боя. На своём третьем варгейме вы поймёте, что правила движения в принципе везде одинаковые. Я уже лет десять их не читаю, только проглядываю на возможность каверзных решений авторов. Таким образом, начиная с пятого варгейма вы будете комбинировать данный пункт и следующий.

7) Осваиваем бой. Те же фишки, та же карта. Так же читаем и сразу проверяем на практике. Если есть примеры, то расставляем и их и следим пункт за пунктом за объяснениями автора (вы не поверите, как часто они ошибаются в примерах!). Проверяем себя проводя произвольные бои в произвольной местности и с произвольными фишками (тяните в слепую), используя только лист помощи игроку и не заглядывая в книжку правил.Вы поняли как влияет местность? Как влияют зоны контроля?Дальность стрельбы лучников где посмотреть знаете? Отлично! Комбинируем фазы боя и фазы движения, согласно последовательности хода. Проводим атаки с хода , занимаем выгодные положения, окружаем. Прекрасно, вы умеете маневрировать и сражаться. Осталось совсем чуть-чуть.
8) Смотрим по последовательности хода, что вы ещё не знаете. Вещи вроде «броска на погоду» оставьте на потом. Займитесь лучше подкреплениями, снабжением, реорганизацией и всеми остальными фазами в последовательности хода, которым в правилах уделено больше трёх абзацев. Алгоритм тот же. Обязательно проводите учения со своей дюжиной фишек. И постоянно пытайтесь использовать лист помощи, вы удивитесь насколько он помогает и как хорошо он заменяет книжку правил. Если в игре есть всякие заумные политические правила, карточный движок, установление контроля в областях и т.п., подождите и не трогайте их, ваша первоочередная задача освоить базовую механику игры. Освоили? Идём дальше.

  Вы наверное заметили, что вы читаете правила не последовательно, а вырываете из них необходимые в данный момент куски. Так действительно легче осваивать игру. Вы занимаетесь практической деятельностью, а не размышляете над непонятными концепциями. Можете провести эксперимент. Попробуйте написать «правила» создания бутерброда. С преамбулой, списком сокращений и глоссарием,пунктами, исключениями и возможными опциями. Теперь вопрос. Как, используя созданные вами правила, легче научится делать бутерброд : по вышеизложенному мной алгоритму или исключительно читая и «переводя»?
  Поймите простую вещь: любые правила подразумевают, что они объяснят как играть человеку впервые севшему за варгейм. Потому они столь мучительно подробны. Если вы варгеймер с десятком игор за поясом , то треть объёма новых правил вы уже знаете не открывая их. Ваша задача - «найти десять отличий» и получать удовольствие.

9) Вы уже знаете все базовые правила. Расставьте самый простой сценарий. Да, вот прямо на карте и расставьте, а если вы ленивы, то можете использовать VASSAL/Cyberboard, но «доходить» будет хуже. Впереди самое сложное.
10) Начинайте игру сами с собой. Не думайте о «победе», думайте об освоении игры, не надо стараться делать оптимальные ходы. «Бросок на погоду» - прочитали, бросили, на третий ход вы уже будете знать что делать без подсказок. Если вы осваиваете игру с карточным движком или другими всякими «неортодоксальностями», сейчас вам придётся их осваивать. Подобные вещи лучше воспринимаются непосредственно в ходе игры, и так как они обычно могут оказывать влияние на совершенно разные факторы дюжиной фишек не отделаешься – нужен полноценный сценарий. На данном этапе вы можете застрять надолго, если начнёте изучать все карточки и все возможные варианты развития событий. А можете пройти быстро и безболезненно, если будете пытаться просто и без изысков осваивать механику и внутреннее взаимодействие элементов в игре. Попробуйте не выбирать карточку, а просто играть первую попавшуюся. (Так, кстати, тестируют игры на прочность, мало ли что игроки придумают, какие комбинации...) Играть хорошо и на победу надо учиться после того, как вы освоили игру, а не во время и без того сложного процесса обучения.

 

11) Сыграйте хода два и вы убедитесь, что несмотря на то, что вы постоянно заглядываете в правила (вы ведь знаете куда смотртеть, см п. 5), вы ищите уже не основы, а ислючения и особенности. Можете не доигрывать сценарий, остановитесь когда убедитесь, что игра не буксует и вы более-менее всё понимаете.
12
) Впервые прочитайте правила от начала и до конца. Не пропускайте то, что вам кажется вы освоили – вы будете неприятно удивлены. Составьте себе дополнительные памятки по сложным для вас моментам. Причём старайтесь излагать своими словами – так легче запоминается и усваивается. Памятки делайте в виде табличек или тезисов, не надо переписывать правила дословно. В одной табличке вы можете объединить несколько параграфов из разных глав, к примеру. И лучше всего делать дополнительные памятки вручную, а не на компьютере, моя профессиональная практика показывает, что когда человек пишет ручкой/карандашом он больше концентрируется на своей работе, чем когда заполняет таблицу в Excel’е.
13
) Ещё раз разложите базовый сценарий. Сыграйте его сами с собой до конца. Если остались шероховатости – не беда, правила учить не надо, надо знать где посмотреть забытое или новое.
  Всё! Вы не только готовы играть, но и уже можете объяснять правила новичкам!
  Нет правил без исключений.
 
Самая большая головная боль в правилах военных игр как для новичков, так и для старичков – исключения из правил. Немногие авторы могут избежать соблазна, и они - настоящие мастера своего дела. Простые же ремесленники, коих большинство, вынуждены делать исключения для: исторического колорита, правдоподобности, включения внемасштабных факторов имеющих влияние в выбранном ими масштабе. Так что же с этими исключениями делать? Учить, как стихи в детском саду? Ни в коем случае. Мой вам совет – знайте где их искать, к чему относятся (напрмер, играя сражение наполеоновской поры, помните, что во время боя казаков с кем-либо может присутствовать исключение из общих правил), и как они называются. В ходе игры найдёте. В освоении исключений вам неоценимую помощь окажет знание эпохи . Особенно, если у вас и у автора игры примерно одинаковый взгляд на происходившие события. Но вообще-то, я не рекомендовал бы играть в варгеймы, которые сильно противоречат вашему пониманию истории – никакого удовольствия. Естественно, это относится только к тем, у кого «понимание» сложилось. У меня, к примеру, нет понимания ни античности, ни средних веков, ни, тем более, такого сложного периода как ренессанс – я доверяю авторам игр.

  Знание особенностей масштаба игры тоже помогает. Совсем не помогает усиленное чтение и запоминание исключений перед партией – каша в голове вредна.
  Добрые авторы включают исключения в листы помощи. Недобрые рассовывают их по тёмным закоулкам правил. Ничего с этим не поделаешь.
  Но бывают и «правила-исключения», например Fields of Fire. Целые правила ни на что не похожи, новая механика, новые принципы, новые сферы для решений игроков. Тут начинается вселенский форумный вой – правила плохие, играть невозможно. Естественно, опытным игрокам приходится не просматривать правила, а вникать в суть не одной-двух глав – всех правил целиком, чего они не делали уже лет двадцать. Зато для новичков ничего не меняется! Восприятие новичков ещё не привыкло к устоявшимся концепциям, им всё одинаково внове.
Когда вы сталкиваетесь с целыми «правилами-ислючениями» или чем-то радикально отличающемся от вашего предыдущего опыта, старайтесь применить вышеизложенные пункты к новым условиям. Прежде всего выделите основу механики, то чем в игре придётся заниматься больше всего. И от неё оттаклкивайтесь.
  Сэр, при переводе мне очень помогает понимание текста, всегда предпочитаю понимать.
  Таков мой перевод эпиграфа. Добрым самаритянам, всё же желающим переводить правила, адресован мой последний совет. Сперва научитесь играть, а потом переводите. Скорость перевода и его качество возрастут в разы.
  Попробуйте следовать вышеизложенным советам, возможно, что вы начнёте осваивать не одну игру в полгода, а одну в две недели... А там и... Страшно подумать даже.
 

 

Автор-Кирилл Орешкин, Москва, 2012.