военная игра военные игры настольная игра настольные игры настольная военная игра настольные военные игры семейная игра семейные игры игровая система игровые системы интеллектуальная игра интеллектуальные игры серия игр серии игр варгейм варгеймы настольный варгейм настольные варгеймы классический варгейм классические варгеймы гексагон гексагоны гексагональный варгейм гексагональные варгеймы

prowargames

Этот сайт посвящен военным играм и военной истории

Лучше с разрешением экрана 1280 Х 800

игры и, как их достать

форум

статьи

статьи

форум

статьи

 

"ТИХООКЕАНСКИЙ ПЕРЕКРЕСТОК": ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ

Серия Great War at Sea ("Первая Мировая война на море"), издаваемая ныне Avalanche Press, началась в 1991 г. с игры... "Черноморский флот" (Black Sea Fleet 1914-1918), но затем выплеснулась на просторы не только Средиземного, Северного и Балтийского морей (а также мирового океана), но и расширилась хронологически до испано-американской войны 1898 г. с одной стороны временной шкалы и гипотетических конфликтов 1930-х годов - с другой. Сильные стороны системы - простые правила, но в то же время охватывающие практически все, о чем можно прочитать в книгах на соответствующую тему. В основе системы также лежит очень простая идея - корабли противоборствующих сторон сводятся во флоты, которые бороздят морские просторы на оперативной карте, пытаясь в соответствии с поставленной задачей либо обнаружить друг друга, либо избежать контакта. Если встреча состоялась, действие переносится на тактическую карту, где выясняют отношения корабли, входящие в состав флотов.


Серия постепенно обросла массой коробочных игр (как правило, независимых друг от друга), книг, приложений, в т.ч. электронных, и т. д. Исчерпав реальные конфликты заявленного периода, она обратилась к научной фантастике (игры про гипотетические конфликты, основанные на реальных планах морских штабов) и фэнтези (что было бы, если бы в Первой Мировой войне принял участие флот Конфедерации? А во Второй Мировой - флот кайзера? Кайзера унд кенига? Царя Алексея Николаевича? Да, серия обзавелась еще более популярным продолжением на Вторую Мировую войну, по плодовитости превзошедшим оригинал). В результате у свежего человека разбегаются глаза, и он не знает, как подступиться к серии - ведь тут и русско-японская война, и Ютландия, и Средиземное море, и погоня за эскадрой графа фон Шпее. И везде многие десятки сценариев, да получится ли во все это богатство играть? Американцы не были бы собой, если бы не пришли на помощь потенциальному потребителю, выпустив по недорогой ознакомительной игре для каждой серии.


Героем, конечно, должен был выступать американский флот. Для Второй Мировой войны тема нашлась быстро - сражение авианосцев в Коралловом море. А вот для игры по Первой Мировой войне, техзадание на выпуск которой теперь включало еще и требование делить одну плату фишек с "Коралловым морем" в целях оптимизации цены, такой "реальной" темы не нашлось. Пришлось обратиться к "научной фантастике", и в результате появилась игра со сложным названием Great War at Sea: Pacific Crossroads - Japanese-American Naval War Plans, 1917 ("Первая Мировая война на море: Тихоокеанский перекресток - японо-американские военно-морские планы, 1917 г."). В игре 12 сценариев, шесть тактических и шесть оперативных, не дающих цельной картины этого гипотетического конфликта, скорее, это серия "живых картин". Обе стороны, судя по всему, сговорились воевать за Филиппины, и практически все сценарии связаны с проводкой туда конвоев и подготовкой к "решающему сражению, дающему господство на море", которое, впрочем, тоже остается за кадром.


Поскольку тактические сценарии подчинены оперативным, я начал освоение игры с первого из последних: оперативного сценария один "На Гуам и далее". Действие происходит в апреле 1919 г. Американцы пытаются провести конвой на Гуам или к западному краю карты (и оттуда на Филиппины). Эскорт достаточно слабый - если не дедушка, то дядюшка американского флота, бронированный крейсер "Сиэтл", и пара канонерок, да пара линкоров в отдалении. На Гуаме имеется эскадра из пары линейных крейсеров, трех легких и дюжины эсминцев. Японцы располагают двумя линейными крейсерами на Сайпане и еще двумя на Труке, чтобы перехватить конвой; и та, и другая парочка может расправиться с эскортом конвоя без особых проблем. Американцам мало проскользнуть мимо перехватчиков; если они захотят добраться до Филиппин (за что дадут большие победные очки), транспортам придется по пути принимать уголь (либо на Гуаме, либо с угольщика).


Я буду использовать правила для одиночной игры и базовую последовательность боя (если таковой произойдет). Сначала рекомендуется определить наилучший план для каждой стороны и соответственно распределить корабли между флотами, не забывая про сценарные ограничения. Что касается американцев, то задача кораблей на Гуаме (американский флот № 1, в дальнейшем А1) достаточно очевидна - попытаться перехватить пару крейсеров с Сайпана. Конвой я решил разделить надвое - одна часть из десяти тихоходных транспортов в сопровождении "Сиэтла" (А2) отправится на Филиппины, для чего по пути к ней присоединится угольщик с Гуама, а другая (А3), большая по числу транспортов, объединится с линкорами (А4) и пойдет непосредственно на Гуам для разгрузки. Соответственно начальное распределение кораблей по флотам будет таково:



У японцев вопрос несколько сложнее. Задача флота (японский флот № 1, соответственно Я1) на Сайпане (по соседству с Гуамом) понятна - ускользнуть, не ввзяываясь в бой, и устремиться навстречу конвою. А вот на Труке, в отдалении, все корабли имеют одинаковую скорость, равную двум, но различный запас топлива (в данной игре, по замыслу вроде бы ознакомительной, требуется применение правил "второго уровня" на топливо). Скорость корабля определяет, сколько зон на оперативной карте может пройти флот (скорость флота будет равна скорости самого тихоходного корабля в его составе). На прохождение 12 зон тратится один кружок топлива (запас топлива обозначен кружками в таблице данных корабля), но при скорости две зоны в ход одна зона считается за три. Поэтому я выделил легкие крейсера в отдельный флот (Я3), задачей которого будет разведать состав конвоев (будем считать, что я его не знаю), а линейные крейсера с канонерками (Я2) двинутся следом экономической скоростью и атакуют наиболее "тучный" конвой.



Вот начало сценария. Запад - внизу, Трук - примерно в середине, Сайпан и Гуам - ближе к левому нижнему углу. У флотов, составляющих конвой, стоит задача "Транспорт", и приказы на движение расписаны по зонам заранее. У всех остальных флотов задача "Перехват". В обычной игре приказы для них были бы записаны на два хода вперед. В одиночной бросают по таблицам скорости флота и направления движения. Угольщик на Гуаме имеет задачу "Снабжение". Американские флоты синие с черным, японские - желтые с бордовым. Добавим еще, что одна зона на карте представляет 32 морских мили, а один ход - четыре часа времени. Продолжительность сценария - 70 ходов.



Ходы 1-6

Погода: ясно (1-3), пасмурно (4-6)


Суда американского конвоя благополучно объединились с линкорами, а затем размежевались на два флота (А2-3). Какой у них состав, я говорить не буду, чтобы держать читателя в неведении. Флот с Гуама (А1) промешкал и не смог перехватить японские крейсера с Сайпана (Я1), которые успешно оторвались от неторопливой погони. Угольщик также медленно двигался на рандеву с конвоем (в настоящей игре его не было бы на карте). А вот японские силы с Трука (Я2-3) не слишком осмысленно бродили вокруг острова, сжигая топливо.



Ходы 7-12

Погода: ясно (7-9), туман (10), пасмурно (11), туман (12)


Крейсера с Сайпана не только оторвались от преследователей (А1), но и чуть не нашли один из флотов конвоя. Фишки этих флотов перевернуты на лицевую сторону, показывая, что будет проверка контакта (в обычной игре это естественное состояние фишек, игрок даже не знает номер приближающегося вражеского флота). Хотя японцы усердно прочесывали квадрат (читай: использовали положительный модификатор к проверке контакта за приказ "Перехват"), ночь и туман (читай: отрицательные модификаторы к проверке контакта) спасли американцев, прикрытие которых с Гуама сильно отстало. Легкие крейсера с Трука (Я3) несколько подобрались к другому конвою (А3).



Ходы 13-18

Погода: пасмурно (13-15), шквал (15-16), туман (17-18)


Конвой (А2-3) оторвался от японских крейсеров (Я1), которые безуспешно искали его на фоне ухудшившихся погодных условий. Американский флот с Гуама (А1), имеющий в составе эсминцы, притормозил из-за шквала (эсминцы не могут идти полным ходом в шквал, итого одна возможная зона движения вместо двух) и все еще отстает. Японские силы с Трука (Я2-3) продолжают маневрировать впустую. А угольщик прибыл к месту встречи.



Ходы 19-24

Погода: туман (19), пасмурно (20), ясно (21-24)


Произошел целый ряд событий: во-первых, американский флот с Гуама (А1), пытаясь рывком настичь японские крейсера с Сайпана (Я1), ушел слишком далеко, и японцы оказались у него за кормой. Во-вторых, к своему ужасу американцы обнаружили, что после этого рывка на эсминцах заканчивается топливо, и тех поспешно отправили назад на Гуам экономической скоростью, выделив в новый флот (А4). Проблема в том, что до Гуама им не дотянуть (!). Японцы же с Трука, наскучив маневрировать впустую, отправили малолитражные легкие крейсера и канонерки заправляться (Я3-4), а линейные крейсера (Я2) пошли полным ходом на Сайпан (в одиночных правилах нашелся пункт, позволяющий в этом случе по таблицам скорости и направления не бросать).



Ходы 25-30

Погода: туман (25-27), пасмурно (28-30)


А3 добрался до Гуама и начал разгрузку, по пути разминувшись со спешащими на Сайпан японскими линейными крейсерами с Трука (Я2). А2, благополучно встретившись с угольщиком, пошел курсом на Филиппины. А1, оставив надежду нагнать Я1, спешит обратно к Гуаму, приготовившись к буксировке потерявших ход эсминцев (А4), которые отстаиваются у острова между Сайпаном и Гуамом. Я3, образованный из кораблей, прибывших на Трук, быстро заправившись (все корабли флота - на нефти, восстанавливают по три кружка топлива за ход, тогда как корабли на угле - только по одному), двинулся на Сайпан экономическим ходом (запасы топлива все-таки невелики). Я1, сначала метнувшись самым драматическим образом к Гуаму, грозя сорвать разгрузку, затем погнался-таки за уходящим конвоем А2.



Ходы 30-36

Погода: пасмурно (30), туман (32-33), пасмурно (34-35), туман (36)


Еще один чрезвычайно богатый событиями день:


А3 разгрузился на Гуаме; американцы получили по два очка за каждый тихоходный транспорт (итого 10) и по четыре - за каждый быстроходный (итого 48). Общий итог 58 победных очков в пользу американцев.


Потерявшие ход эсминцы так и не дождались буксировки - Я2 дважды обшаривал остров и со второй попытки обнаружил их. Потерявшие ход, не могущие сблизиться с противником, они были беспощадно расстреляны линейными крейсерами с дальней дистанции (полагаю, что американцы просто их затопили после нескольких залпов, а экипажи укрылись в глубине острова)! Итого 60 очков японцам и общий счет +2 в их пользу. Но крейсера пожгли немало топлива и тоже уже на пределе, что еще скажется впоследствии.


А2 успешно уходит с карты на запад к Филиппинам. Это возможно благодаря тому, что в его составе имеется угольщик, который может дать каждому из транспортов по три кружка топлива (они примут уголь где-то по пути). Считаем: ушли 10 тихоходных транспортов по четыре победных очка за каждый, итого 40 очков и +38 в пользу американцев!


Я1, так и не поймав ни одного из зайцев, возвращается на Сайпан. А1, в который уже раз не успевая, бросается безуспешно вдогонку (хотя и добивается броска на контакт). Кажется, я знаю, кого отправят дослуживать на берегу.


Я3 преодолел половину пути между Труком и Сайпаном.



Ходы 37-42

Погода: туман (37), пасмурно (38-39), ясно (40-42)


Надо ли говорить, что после рывка за японцами у легких крейсеров из злополучного А1 закончилось топливо! Они встали в одной зоне от Гуама, ожидая кораблей из А3, которые, избавившись от необходимости конвоировать транспорты, проведя шесть ходов в порту и получив новую задачу, смогут заняться буксировкой. Однако командующий А3 имел свое мнение и решил пойти направо, прежде чем двигаться налево. Его маневры, создающие косвенную угрозу Я3, очевидно, сбили с толку японцев из Я1, впервые объединивших все линейные крейсера в составе одного флота. Вдобавок топлива было в обрез, и японцы сочетали вылазки в никуда с возвращениями на заправку.



Ходы 43-48

Погода: ясно (43-48)


Впервые обе стороны сосредоточили все корабли в составе одного флота. Если японцы продолжают безрезультатные вылазки с последующим возвращением за углем, то американцы завели буксирные концы и ждут "каждого третьего хода", в который только и могут двигаться корабли, потерявшие ход и взятые на буксир.



Ходы 49-54

Погода: ясно (49-54)


Японцы окончательно потерпели неудачу с вылазками "на одном кружке топлива", а американцы дотащили-таки три легких крейсера до Гуама. И обе стороны принялись поспешно заправляться топливом.



Ходы 55-60

Погода: ясно (55-60)


В этот момент настала пора принять еще одно ответственное решение. Американцы выигрывают партию; единственный способ поквитаться для японцев состоит в том, чтобы устроить противнику Ютландию-на-Гуаме. Самое время попытаться прикинуть, чем может закончиться бой объединенных в данный момент флотов обеих сторон по базовым тактическим правилам.


В отличие от правил "второго уровня", т. е. нормальных, где бой разворачивается на двухмерной тактической карте, в базовых правилах существует только одно измерение и две дистанции боя - короткая и дальняя. С последней дистанции бой обычно начинается, на ней могут вести огонь орудия главного и второго калибров, на первой дистанции к ним добавляются орудия третьего калибра и торпеды. Сближаться с дальней дистанции на короткую или, наоборот, отходить, а также вовсе выходить из боя без проблем может только флот, имеющий преимущество в скорости над противником, т. е. такой, самый тихоходный корабль в составе которого быстрее самого тихоходного корабля в составе флота противника. У японцев все девять кораблей имеют скорость, равную двум, а вот у американцев проблема - пять кораблей со скоростью "два", два - со скоростью "один", а три - так даже и с "один с минусом". В итоге, чтобы не связывать быстроходные корабли тихоходными, американский флот разбился на два соответственно скоростям и пошел со скоростью одна зона в ход (чтобы противник не знал, где быстроходные силы, а где - тихоходные) в разные стороны. В конце концов, играть на удержание счета никто не запрещал.


Хотя у японцев все корабли и имеют равную скорость, но по запасам топлива у них неравенство. К тому же линейные крейсера продолжают принимать уголь. Поэтому японцы сначала выслали флот (Я2) из трех легких крейсеров и двух канонерок на разведку, вскрыть силы американцев. А уже затем Сайпан покинули линейные крейсера (Я1). Правда, искали они опять не там, где надо.



Ходы 61-70

Погода: ясно (61-63), туман (64-68), пасмурно (69), туман (70)


Кратко говоря, обоим американским флотам удалось ускользнуть, и японцы опять не поймали ни одного зайца. Счет так и остался в пользу США. Итоговое фото:



По итогам партии можно сказать, что игра показала свой потенциал разве что на четверть (делим пополам за одиночные правила и еще пополам за базовую последовательность боя, которые налагают свои вынужденные ограничения на игровой процесс). Случайные скорость и направление, хотя и имеющие тенденцию в основном оказываться нужным курсом и требуемой скоростью, все-таки плохо работают на открытых просторах Тихого океана. Поэтому контактов было немного. Но даже несмотря на это, партия шла с достаточным внутренним напряжением и интригой, напоминая матч с небольшим счетом, который очень нервно смотрится непосредственно на стадионе, хотя может показаться совсем не таким по чтению отчета или просмотру репортажа. Решений за обе стороны тоже хватало, при этом эти решения задавали игре общее направление, партия была вполне интерактивной и не напоминала чистое кино, как часто бывает с одиночными играми. Очень понравились правила на топливо, хотя и пришлось от них пострадать.


Далее надеюсь заняться тактическими сценариями.


Автор - Андрей Шлепов, Москва, 2013. Ваши вопросы и пожелания вы можете отправить на адрес mail@prowargames.ru. Анонимные письма и письма подписанные интернет-кличками могут остаться без ответа.