военная игра военные игры настольная игра настольные игры настольная военная игра настольные военные игры семейная игра семейные игры игровая система игровые системы интеллектуальная игра интеллектуальные игры серия игр серии игр варгейм варгеймы настольный варгейм настольные варгеймы классический варгейм классические варгеймы гексагон гексагоны гексагональный варгейм гексагональные варгеймы

prowargames

Этот сайт посвящен военным играм и военной истории

Лучше с разрешением экрана 1280 Х 800

игры и, как их достать

форум

статьи

статьи

форум

статьи

 


 

Как выбрать варгейм.

 

  Данный текст обращён к тем, кто выбирает именно настольную военную игру (consim- conflict simulation) осознанно и целенаправленно. Мы не будем касаться случайно-спонтанного интереса и не будем касаться настольных игр с военной или исторической темой. Также не будут затронуты два существенных ограничивающих выбор условия: средства на приобретение и знание английского языка. Здесь всё очень индивидуально и потому находится вне сферы общих советов.

Перечислим основные критерии, которые, исходя из многолетнего опыта, имеют значение при выборе консима.

Зачастую, игра нравится или не нравится по соотношению долей «игры» и «симуляции».

 

a

   Axis & Allies пример игры где    преобладает «игра»,

 причём настолько, что с трудом угадывается симуляция.

 

 

 

 

c

 Обратный примерThe Сampaign for North Africa превратившаяся в некое упражнение, как прямо и указано на коробке «для максимального реализма».

 

 

 

 

 

 

 

 

d

  В ходе поиска игры неплохо бы определится, что интереснее « игра» или «симуляция». В каком соотношении? По опыту, можем сказать, что редко у какого счастивца идеальное соотношение 50/50, с другой стороны, редко кто может сегодня больше интересоваться «игрой»,  а завтра «симуляцией» (речь, конечно же, о больших колебаниях). Если Вы определитесь для себя с собственными приоритетами, то избежите многих и многих разочарований... А также, что немаловажно, сможете объективно оценивать высказывания вроде: «Игра заумная! Много лишних действий! В моей любимой игре Х результат тот же и всё гораздо быстрее!» Да нет, просто критикуемая игра более симуляция и то, что в игре Х абстрагированно, здесь является предметом действий (и раздумий/решений) игрока. С другой стороны: «Ну это не похоже на тогдашнюю тактику! Где перестроение....» ну и т.д. В данном случае пожертвованно «симуляцией» в пользу «игры». Но есть один нюанс, который будет озвучен следующим критерием.j

  Некоторые неопытные варгеймеры (да и некоторые «опытные» тоже) зачастую считают, что высокая «симуляционность» подразумевает сложные правила (или даже «слишком сложные») и наоборот. Это не всегда так. Например, морские серии от Avalanche Press

имеют в своей оперативной части, на наш взгляд, соотношение «игра»/»симуляция» - 40/60, но при этом все правила (включая тактику) умещаются на 16 страницах, а объясняются за 10 минут.

 

 

 

 

 

 

 

Примеры игр. Первая цифра – доля «игры», вторая – доля «симуляции».

 

 

nИгры Борга,  а именно Command & Colours – 80/20

 

 

 

 

 

 

h

 

 

 

 

Расчитанные более, чем на двух игроков «стратегико-политические» игры с карточным движком вроде Here I Stand и The Napoleonic Wars – 70/30

 

 

 

 

c

st

 

 

 В категорию 60/40 мы бы отнесли Combat Commander

 Или серию Standard Combat Series.

 

 

 

cc

a

 

 

В категории 50/50 ограничимся одним наименованием,

но каким - ASL!

 

 

 

 

 Переходя к более «симуляционным» играм начнём с Great Battles of History и Operational Combat Series

g

b

gda 30/70, это уже серьёзно. Tactical Combat Series

 И, пожалуй, Admiralty Trilogy

 

 

 

 

 

w

 

Серия Fighting Wings будет последней в этом примерном перечне с соотношением 20/80.

 

 

 

 

 

  Подчеркнём, что на вкус и цвет товарищей нет, и если кому-то кажется, что Command & Colours  примитивны, то ему следует обратить внимание на игры Кевина Зукера и La Bataille и не лезть в чужие предпочтения.

  Теперь обещанный «нюанс». Историчность как отдельный критерий выбора, причём он не зависит от «симуляционности».

  Классический пример никакой историчности и высокой симуляционности. Но, шутки в сторону, есть например игра Bulge 20b

В ней, зачастую, немцы уезжают далеко за Маас и сражаются с союзниками где-то между Антверпеном и Льежем. Так вот, такое было просто невозможно в декабре 44го. Соответственно, если Вас устраивает такая «историчность», то игра подойдёт,если же вызывает отторжение – проходите мимо.

Следующий критерий – эпоха или конкретный исторический период. Или даже конкретное событие! Выбирайте то, что Вам интересно. Здесь всё просто: кто-то «всеяден», а кого-то волнуют только войны Карла Смелого. Определитесь для себя и Вам станет легче выбирать игры.

Масштаб отображаемых событий – тоже вопрос личного пристрастия. Все игры можно разделить на: а) тактику (самые маленькие тактические подразделения эпохи – батальоны в наполеоновские времена, отделения во Второй Мировой); б) большая тактика (grand tactics) – всё сражение в удобном для игры масштабе, например в наполеонике фишки – бригады; в) операции – недели и месяцы военных действий, причём политика и всякие другие не непосредственно военные факторы находятся вне влияния игрока; г) стратегия – все усилия стороны в военном конфликте находятся (в том или ином виде) в ведении игрока.

Критерий наличия пространства и времени... Весьма интересная штука. В игру хочется играть, соответственно надо найти время и место, не так ли? И выясняется, что времени можно выделить три часа в неделю максимум и на кухонный стол помещается только полкарты. .. Это как любитель рыбалки, который, по каким-либо причинам, не хочет вставать рано утром, да и удочки у него дома хранить негде. Вы встречали таких рыбаков? Если военные игры – увлечение, то и выход найти всегда можно.

Во-певых, VASSAL, Cyberboard, Zun Tzu и тому подобные программы. Мы же не любители «настольных игр» с их фетишизацией «компонентов», мы любители военной истории прежде всего, а игры – это инструмент приобщения и просто общения. Данные программы позволяют играть в самые длинные и самые долгие игры в любых условиях. Да, теряется непосредственное общение, но Skype никто не отменял.

Во-вторых, клубы и вообще места где игры можно оставлять. Например, у нас.

В-третьих, зачастую маленький недоигранный кусочек долгой, но Вам интересной игры приносит удовольствия больше, чем много доигранных партий в игру которая неинтересна. Имейте это в виду и не стесняйтесь не «доигрывать» партии.

В-четвёртых, непреложный факт, что процентов 80-90 варгеймеров во всём мире играют не только с кем-то, но и сами с собой. Это особенность нашего хобби, оно одновременно и компанейское и одиночное. И ничего постыдного или, как говорят особо недалёкие «шизофренического», в этом нет. Кстати, интересная тема об игре самому с собой и как это лучше делать, надо развить.

Посему, вопросы пространства и времени вполне решаемы и как определяющие критерии в выборе игры не принимаются, хотя и учитываются.

Для особо продвинутых, основным критерием при выборе игры является автор этой игры. Но это приходит только с опытом, когда понимаешь, что твоё видение происходящего и таковое же у некоего «игроделателя» совпадает. Достигается опытом или советами знающих людей.

Обратите внимание, что критерий «сложности» не упоминается. И это касается даже новичков. Мы знаем много людей, которые начинали с простых игр, но мы знаем столько же людей, которые начинали со сложных.  И потому, не стоит особо прислушиваться к «советчикам», не рекомендующим какую-либо игру из-за её «сложности»... Или рекомендующим из-за «простоты». Критерии выбора совсем другие. Прежде всего желание играть именно вот в эту игру, потому что она Вам подходит по «симуляционности», эпохе, масштабу. Вам интересно! Точка.

Прочитав всё вышеизложенное Вы можете спросить: «Ну, хорошо. А как мне самому разобраться в том, что я хочу? И, главное, как разобраться во всём многообразии игр?»

Ответ прост – спросите совета. Напишите нам письмо, приходите к нам, мы поможем. Без ложной скромности, мы знаем о военных играх очень много. Об изданных и неизданных, продающихся сейчас и «букинистических», интересных для компании «с пивом» и интересных для анализа военных действий. Спрашивайте - ответим. Мы подберём Вам игру.

Ещё несколько советов.

-Не смотрите рейтинги на Board Game Geek, они ни о чём.

-Читая отзывы об игре, не забывайте читать и негативные. Если кто-то ругает игру за то, что Вам может  понравиться, значит игра (возможно) для Вас.

-Посмотрите папку игры на ConsimWorld, почитайте. Если, например, игра вышла двадцать лет назад, а в папке люди до сих пор активны, значит игра хорошая.

И спросите мнение тех, кто знаком хотя бы с правилами, а не что-то где-то слышал и читал обзоры... Вы ведь сами читали те же обзоры, не так ли?


Автор-Орешкин Кирилл, Москва, 2012. kirill@prowargames.ru