военная игра военные игры настольная игра настольные игры настольная военная игра настольные военные игры семейная игра семейные игры игровая система игровые системы интеллектуальная игра интеллектуальные игры серия игр серии игр варгейм варгеймы настольный варгейм настольные варгеймы классический варгейм классические варгеймы гексагон гексагоны гексагональный варгейм гексагональные варгеймы

prowargames

Этот сайт посвящен военным играм и военной истории

Лучше с разрешением экрана 1280 Х 800

игры и, как их достать

форум

статьи

статьи

форум

статьи

 


Полтава 1709 от Статус Белли
Опциональные правила.
 

p

  Предлагаем Вашему вниманию два опциональных правила и альтернативные правила/сценарии для игры «Полтава 1709» выпущенной издателем Статус Белли в 2011 году. Игра имеет множество достоинств, среди которых стоит отметить простоту правил, неизбитую тему, низкую цену ... но есть и (на мой взгляд) ложки дёгтя: топография (неисправимо), механика стрельбы и неиследованные альтернативы.

Правила стрельбы в игре вызывают вопросы. Учитывая масштаб (гексагон – 150 м, ход – 1 час), дальность ружейного огня (два гексагона) приводит к неисторичному рисунку боя. В начале XVIIIвека (да и ещё долго потом) 150 метров просто запредельная дальность эффективного огня. К тому же, если ход равен одному часу, может сложиться странная для того периода ситуация, когда пехотные линии несколько ходов (часов) находятся в огневом контакте на внушительном расстоянии друг от друга. Согласен, что вероятность этого странного события весьма низка, но сам факт возможности использования такой тактики, несколько нивелирует историчность принимаемых игроками решений. И, конечно же, прохождение шведами редутов приобретает в игре какой-то странный вид. Чему виной и дальность стрельбы, и длительность хода, и ошибки в топографии (ширина прохода между Будищинским и Яковецким лесом), и общая механика игры.

Опциональная стрельба.

Все правила касающиеся артиллерии остаются неизменными, пехота же теряет свою способность стрелять в фазу стрельбы. Вместо этого предлагается следующее.

- Дальность «стрельбы» пехоты и редутов ограничивается одним (1) гексагоном.

-Механика «стрельбы» остаётся без изменений (правило 6.4).

- Во время движения, когда часть входит в соприкосновение с пехотной частью неприятеля (входит в любой соседний гексагон), игрок, в соприкосновение с чьей фишкой только что вошли (другими словами – тот игрок который сейчас не ходит), имеет право на один «выстрел». Если часть вошла в соприкосновение с двумя (или более) частями, то «выстрел» всё равно остаётся один. Какая из частей «стреляет» – выбор стреляющего.

- Так как редуты не останавливают движение, то редуты «стреляют» только если неприятельская часть добровольно остановилась в соседнем гексагоне или при прорыве через линию редутов (правило 2.6, из сценария 2 на предпоследней странице... ребята в «состоянии войны», давайте нумеровать правила последовательно и указывать номера страниц)

- После того как результаты «стрельбы» определены  и понесены возможные потери, двигавшийся игрок имеет право на один «выстрел» по любой части нериятеля, с которой только что вошёл в соприкосновение.

- Определяются результаты «стрельбы» двигавшейся части.

- После этого, движение данной части считается завершённым (на данный ход) и можно двигать следующую.

- «Количество выстрелов» за ход не ограниченно. Т.е. если в соприкосновение с одной и той же частью последовательно входят шесть неприятельских частей, то эти несчастные окруженные стреляют шесть раз... правда и получают в ответ шесть раз (скорее всего).

- «Стрельба» в населённый пункт ничем и никак не отличается от «стрельбы» в чистом поле.

- «Стрелять» В редут или ретраншмент нельзя. «Стрелять» ИЗ можно (и нужно).

 

Опция к таблице рукопашной.

Результат «УБ» выглядит несколько странно, учитывая масштаб игры. Вся решающая часть сражения, от начала движения шведской линии и до бегства этой самой линии, заняла, по воспоминаниям участников, не более двух часов...

Изменение трактовки результата «УБ».

- Вычёркиваем «и остаются на месте» и заменяем на «обе части отступают на один гексагон».

 

Альтернативные сценарии и правила.

А что если....?

Сражение 22го июня.

Русская армия переправилась через Ворсклу 21го июня, шведы готовились к сражению на следующий день, но русские начали строительство ретраншемента. А если бы шведы были настойчивее или русские легкомысленнее....

- Русские войска расставляются первыми, шведы первые ходят.

- Расстановка русских – любой гексагон к северу от «линии редутов», исключая сами гексагоны с редутами.

Расстановка шведов – любой гексагон к югу от «линии редутов», ислючая сами гексагоны с редутами. Имеются в виду редуты соединяющие Будищинский и Яковецкий леса, а не четыре редута построенные «отростком» в сторону шведского лагеря.

 

- Начать сражение следует с четвёртого хода и продолжать до победного конца.

- Ни редутов, ни ретраншемента ещё не существует – игнорируйте их, там открытая местность.

- Правило «ордер-де-баталь» отменяется и заменяется следующим. Все пехотные части должны быть построены в линию (линии). Причём, если линий больше, чем одна, то число частей в каждой линии должно быть одинаковым (+/- одна часть). До входа в соприкосновение с неприятелем (один гексагон с опциональной стрельбой, два в случае применения стандартых правил), разрвы в линиях не допускаются (автоматическое поражение за незнание строевого устава). Нумерация частей при построении линии не имеет никакого значения.

- Карл XII в Полтавском сражении не использовал всех наличных у него сил (даже с учётом осады Полтавы). Что бы не делать новые фишки, просто игнорируйте первые понесённые в игре уровни потерь шведов: пехота – один уровень, кавалерия – три. Данное правило можно использовать и как отдельную опцию в любом сценарии.

Альтернативные правила для использования в разных сценариях. Можно использовать в любой комбинациии... или не использовать.

- Шведы добиваются внезапности. (для сценария 2)

Утром 27го июня шведы пытались добиться внезапности и удивить русских. В ходе войны им не раз это удавалось... На первом ходу шведы получают удвоенные очки движения:пехота – восемь ОД, кавалерия – двенадцать ОД. Также, и только на первом ходу, шведы получают один сдвиг в свою пользу при использовании «Таблицы рукопашной» (и в свою половину хода и в русскую).

- Карл XII избежал ранения.

Шведский король имеет восемь очков движения

- Предусмотрительные шведы. (для сценария 2)

Несмотря на то, что шведы знали о существовании редутов, в бой они отправились не озаботившись наличием штурмовых лестниц и т.п. оборудованием. Шведский игрок получает четыре маркера (любых Вам удобных) и ставит их по одному на любые пехотные части. Часть сгруппированная с этим маркером получаеит сдвиг в одну колонку в свою пользу  при атаке редута или ретраншемента. После этой атаки бросается один кбик, если результат 1-3 – маркер убирается (потеряли, да поломали), если результат 4-6 – маркер остаётся.

- «Гренадеры» от слова граната.

Все гренадерские части в игре имеют разовый бонус в виде сдвига колонки «Таблицы рукопашной» в свою пользу (в атаке или в обороне). Гранаты можно использовать один раз за игру (поместите на гренадеров любой удобный маркер – использовали, убрали маркер). Конные гренадеры не имеют такого бонуса. Русские части уже удобно отмечены аббревиатурой «Гр.», а у шведов всего одна такая часть – четвёртый батальон Лейб Гвардии (или любой другой гвардейский, по Вашему выбору)

- Усталость.

Начиная с десятого хода обе армии считаются уставшими. ОД ополовиниваются (округление вверх... или вниз, как договоритесь)

- Что происходит? Я ничего не вижу!

Пороховой дым и пыль поднятая десятками тысяч ног и копыт  влияли на исход сражения не меньше, чем многие другие факторы. Первым действием каждого хода, если во время предыдущего хода использовалась «Таблица рупошной», шведский игрок бросает один кубик. Если результат 1-3, то видимость нормальная, если 4-5, то видимость плохая, если результат 6, то видимость остаётся такоё же как и в прошлом ходу. Хорошая видимость никак не влиет на игру, а при плохой происходит следующее.  ОД ополовиниваются (округление вверх и при использовании альтернативы «усталость» происходит деление на четыре). Артиллерия может стрелять ттолько на два гексагона.

- Шведская сталь.

В начале XVIII века шведская кавалерия, единственная в Европе, по прежнему атаковала противника в рукопашной (в прямом смысле) с хорошего «разбега». Они даже строились клином, сапог к сапогу. Все остальные всё больше уповали на огнестрельное оружие. Шведская кавалерия (не казаки) могут проводить кавалерийские атаки. Для этого кавалерийская часть должна пройти не менее двух гексагонов открытой местности непосредственно перед соприкосновением с неприятелем. Т.е. два последних гексагонов движения должны быть «чистыми». К тому же, и атакованная часть должна находится на открытой местности (никаких кавалерийских атак в укрепления).  Успешно справившиеся с этими условиями шведские кавалеристы получают один сдвиг в свою пользу. Этот сдвиг может быть только один, сколько бы шведов не атаковало. Можно комбинировать с атаками пехоты. Единственная сложность – надо каким либо маркером отмечать бои где этот сдвиг имеет место быть.

- Не жалейте пуль!

Пехотинцы шли в бой имея с собой порядка сорок зарядов. Хорошо обученный солдат (на столетие раньше Шарпа и не столь одарённый), мог производить примерно по два выстрела в минуту. Это означает, что пехота очень (ну очень) редко стреляла со всей возможной эффективностью. А если очень надо?  Игрок может увеличить силу своей «стрельбы» на два пункта (было 6 стало 4). Это может быть сделано только один раз за всю игру. После использования данной возможности часть не может больше «стрелять» (по крайней мере в масштабе игры). Опять, к сожалению, не обойтись без маркеров. Данное правило не может быть использовано начиная с девятого хода.

 

Вы можете использовать любые альтернативные правила в любой комбинации, сразу все., наверное, не надо.

Если что-либо непонятно, пишите. И пишите о своих впечатления

Автор-Орешкин Кирилл, Москва, 2012. kirill@prowargames.ru