военная игра военные игры настольная игра настольные игры настольная военная игра настольные военные игры семейная игра семейные игры игровая система игровые системы интеллектуальная игра интеллектуальные игры серия игр серии игр варгейм варгеймы настольный варгейм настольные варгеймы классический варгейм классические варгеймы гексагон гексагоны гексагональный варгейм гексагональные варгеймы

prowargames

Этот сайт посвящен военным играм и военной истории

Лучше с разрешением экрана 1280 Х 800

игры и, как их достать

форум

статьи

статьи

форум

статьи

 

БРОНЕБОЙНЫМ ОГОНЬ! Базовые сценарии игры PANZER.

ЧАСТЬ 2: ДЕРЕВНЯ

Итак, нам предстоит сыграть второй сценарий, предназначенный для ознакомления с базовыми правилами игры Panzer. На сей раз игра будет вестись по гамбургскому счету: без предварительного разыгрывания и лицом к лицу с реальным противником.


Действие второго сценария «Деревня» происходит (опять-таки, достаточно условно) где-то в Польше в конце 1944 г. Две танковые роты противоборствующих сторон стремятся захватить деревню, расположенную у стратегически важного дорожного узла. Вновь используется только часть (которая снова больше половины) единственной игровой карты из базовой коробки (на карту целиком, полагаю, мы еще успеем насмотреться, пока в ход не пойдут геоморфные карты из расширений). Продолжительность сценария опять 15 ходов. В конце сценария игрок, контролирующий деревню, получает 300 победных очков. Чтобы взять деревню под контроль, требуется занять шесть гексагонов со зданиями из девяти. Занимают гексагоны стандартным способом — в конце и начале хода в гексагоне должна стоять своя машина. Интересное уточнение — машинам запрещено заканчивать движение в гексагоне с вражескими машинами (хотя можно проезжать через такие гексагоны), поэтому первого «владельца» придется выбивать силой. Кроме того, игроки получают очки за подбитые и подожженные машины противника. «Победная маржа» составляет на сей раз 100 победных очков.


Познакомимся с силами сторон, благо нами найден после первого сценария принцип, который можно положить в основу анализа. Перефразируя Кеннеди, его можно сформулировать так: спрашивай не о том, какова максимальная дистанция для твоей пушки, с которой она может добиться бронепробиваемости, спрашивай о том, какая дистанция для твоей пушки — средняя. Сведем данные для наглядности в таблицы:


Советские силы:


ТехникаКоличество единицСредняя максимальная дистанция пушки, 100 мБронепробиваемость на средней дистанцииЛобовая/кормовая броня
Т-34/85 обр. 1944 г.10132020/13
СУ-85 обр. 1943 г.2132018/12
СУ-100 обр. 1944 г.1163418/12

Немецкие силы:


ТехникаКоличество единицСредняя максимальная дистанция пушки, 100 мБронепробиваемость на средней дистанцииЛобовая/кормовая броня
PzKpfw V «Пантера»6142426/10
PzKpfw IVH5131918/6
StuG IIIG1131916/6

Как видим, перед советским игроком стоит нелегкая задача: только пушка СУ-100 способна уничтожить на средней дистанции «Пантеру» (а такая самоходка-то всего одна!), а Т-34/85 и СУ-85 не могут даже пробить ее лобовую броню. В свою очередь «Пантера» может уничтожить любую единицу советской техники на средней дистанции. Небольшое утешение состоит разве в том, что у «Пантеры» высокий силуэт (сдвиг +1 к попаданию). Надо ли говорить, что за советские войска выпало играть мне!



У игроков есть выбор из двух зон расстановки, справа и внизу, при этом первому выпало расставляться мне. Я решил расставиться справа, видя свой не слишком большой шанс в том, чтобы добраться до деревни первым, а там пусть немцы сами сближаются со мной, и стрельба советских танков станет действенней. Расставившись снизу, можно быстро добраться по шоссе, но путь будет лежать мимо двух отрезков открытого пространства между холмами, что вызывает чувство дискомфорта. Я решил пойти окольным путем наверх, а чтобы противник не проскочил по шоссе, оставить прикрытие из самоходок, с торжеством водрузив СУ-100 на холм второго уровня. Данное решение было непродуманным, схоластическим и чисто формальным, поскольку противник быстро определил, что позиция самоходки просматривается из его зоны расстановки и выставил группировку танков для ее расстрела. Хуже того, заботясь о том, чтобы никто не проскочил по шоссе, я забыл о том, что самоходки имеют ограниченный сектор обстрела, в который, конечно, немецкая зона расстановки не попала, тем самым лишив СУ-100 даже теоретически возможности сделать ответный выстрел!


В фазу боя немцы благополучно грохнули СУ-100, в фазу движения советские танки резво устремились наверх, а две оставшиеся самоходки выдвинулись простреливать изгиб шоссе. Немцы частью выехали на шоссе, частью двинулись наверх.



На следующий ход самоходки получили команду «Наблюдение» и доверие оправдали, не дав «Пантерам» разогнаться по шоссе. Поскольку при движении по дороге/шоссе с повышенной скоростью требуется повторять их изгибы, «Пантера» подставила бы под выстрел слабую кормовую броню. Немецкий игрок рисковать не стал, и советские танки рванулись в обход к деревне. Но СУ-85 заплатили высокую цену — во фланг им вышла группа немецких танков и самоходка. Конечно, следовало бы поставить здесь взвод танков с круговым неограниченным сектором обстрела. Хотя вращающиеся башни наподобие ASL в игре появляются только в рамках опциональных правил, танки штрафуются при реагирующем огне вне пределов фронтального сектора обстрела, а самоходки и вовсе не могут вести огонь за пределами этого фиксированного сектора.



Немцы не задержались с расстрелом самоходок, а первая «Пантера» уже появилась на въезде в деревню. Советские танки, опасаясь обстрела, взяли крюка, укрываясь за холмом.



Кульминация боя приближается: взвод советских танков проскочил под огнем немцев и ворвался в деревню с противоположного конца. Ему противостоят две «Пантеры».



Т-34/85, даже стреляя в упор в лоб «Пантере», только повреждает ее, тогда как «Пантера» даже не подбивает, а поджигает Т-34/85 с этой дистанции. Советские танки подбили одну «Пантеру» и одну повредили, но и сами понесли потери и в деревне, и на подходе к ней.



Советские танки образовали единую группировку, а немецкая техника все еще продолжает подтягиваться к деревне.



Советские танки в проулках попали под перекрестный огонь, хотя и противник несет потери.



Хотя один победный гексагон поставлен под контроль, конец близок: у немцев подбиты четыре «Пантеры» и одна повреждена, но от советской роты остались только два танка.



... которые и добиты на следующий ход. Увы, автоматическая немецкая победа.



Это, конечно, трудный сценарий для советского игрока, причем даже как-то нельзя с ходу предложить победную тактику. Понятно, что использовать самоходки можно было гораздо более здравым способом, чем подставлять их под огонь противника или ставить им задачу прикрывать отход. Также, наверное, стоит воспользоваться тем, что немецкое подразделение не может быстро двигаться с одинаковой скоростью, т. е. разделится, и, двигаясь вторым номером, пробовать объезжать с тыла. В любом случае надеюсь, что такая тактика будет найдена.


Говорить об игре в целом, конечно, еще преждевременно: для этого надо сыграть хотя бы несколько сценариев по полным правилам. Тем не менее какие-то первоначальные выводы сделать можно, хотя они будут ограничены игрой по базовым правилам. Прежде всего обращает на себя внимание игровая составляющая. Похоже, что автор первоначально задался целью создать оболочку, в рамках которой владельцы миниатюр смогут разыграть разумным образом бои между своими танками. «Миниатюрное» происхождение явственно заметно в карте, которая напоминает скорее стол для игры в миниатюры с расставленным «террейном», чем реальную местность (многие пуристы, кстати, собираются пробовать играть на исторических картах из Fighting Formations: GD Infantry Div.). Заметна забота о том, чтобы в сценариях наличествовал формальный баланс (система очков, правила захвата целей, победная маржа). Абстрактно-игровая механика инициативы вносит в партии большое напряжение и динамизм.


Понятно, что симуляционная составляющая вводится в полной мере правилами следующих уровней сложности. Тем не менее, даже по базовой игре чувствуется наличие описательной системы, которая позволяет наглядно понять сильные и слабые стороны различных образцов техники соотносительно друг друга. Базовые правила сохраняют свое значение и в дальнейшем, играя роль штыря пирамидки, на который можно в дальнейшем нанизывать кольца сложности. Правила простые, интуитивно понятные, как и предупреждал автор. Осваивать их легко по модульному принципу, разбирая конкретные игровые ситуации. Самое время переходить к правилам повышенной трудности, и начнем мы проверенным образом — с разбора процесса стрельбы.


Автор - Андрей Шлепов, Москва, 2013. Ваши вопросы и пожелания вы можете оставить на нашем форуме.