В принципе, картина кампании больше и не менялась до конца партии. Немцы тратили силы на то, чтобы закрыть зияющие бреши в обороне и добиться локальных успехов в малом, союзники ловили диверсантов и упорно продвигались к победе выдавливая немцев с дорогих по ПО ключевых точек.
К концу партии Шалон-сюр-Марн был окончательно взят немцами, а вражеская группировка восточнее Реймса практически перестала существовать. Эперне на треть остался в руках немцев, хотя ненадолго, так как сил оборонять город уже не оставалось. Значимых успехов добились французы на западе, а видимость оборонительных порядков сохранялась только неподалеку от Суассона. Следующим этапом была бы эвакуация еще боеспособных частей в район Реймса.
Итоговый счет ПО - 15-7 в пользу французов
Что хотелось бы сказать по окончании партии:
Это уже не первая игра серии СКС для меня, были и Сталинград и Карелия, и Бастонь. Эту игру я бы рекомендовал играть прежде, чем обратитесь к другим играм серии. И сейчас поясню почему.
Начну с минусов:
Не являясь большим знатоком ПМВ (и надеюсь меня поправят - буду рад ошибаться), но все, что происходило не похоже на ПМВ. Партия выдалась удивительно мобильной и крайне кровавой. Да, я читал о немецких потерях в районе 170 тысяч за время этих дней. Но только мои потери составили 60 уничтоженных дивизий в пуле. Это еще при том, что некоторые выходили на карту неоднократно. Даже по самым скромным подсчетам это намного больше 200 тысяч погибших только с одной стороны.
Летающие танковые бригады и полки. Это, за гранью моего понимания. В моей голове о ПМВ сложилось четкое мнение, что танки были не сколько техническим средством достижения победы, сколько психологическим. Тут же танковые полки гибли под Суассоном, а на следующий ход (это через полдня) оживали под Эперне. А как вам атаки танковых полков без поддержки пехоты в лесисто-горную местность?
Чрезвычайная, я бы даже сказал непомерная мобильность штурмовых полков у немцев. 15 миль за ход отмотать и вступить с кем-нибудь в бой? Да запросто! При общей неповоротливости французской армии это способствовало в превращение штурмовых групп в диверсантские. Как-то это не вяжется у меня с общей картиной боев ПМВ, даже читая описание этого сражения я нигде не видел подобных описаний, чтобы по тылам противника бегали бы не снабженные полки.
Кстати снабжение еще одно непонятное место игры - здесь части остаются полностью мобильными без снабжения (думаю тут дело играет масштаб времени, хотя через пару-тройку дней солдаты, прочно прописавшиеся в тылу противника, начнут роптать, так как харчей, отобранных у местных, может уже не хватать).
Теперь плюсы:
Играется очень и очень хорошо. Игра не ставит никаких сложных сверхзадач, как Сталинградский котел. Не вводит в ступор при попытках анализа происходящего. Все происходит живо и весело.
Очень мне понравилась идея со снабжением атак. Если штаб корпуса не готов - в атаку никто не пойдет.
Несимметричность происходящего. Первая половина партии - немцы атакуют, вторая французы. Оба игрока успевают за партию почувствовать всю гамму ощущений от каждой из ролей.
Если попытаться классифицировать игру по предложенной Кириллом классификации, то я бы сказал, что игры тут 90%, симуляции 5%, ну а оставшиеся 5% это то самое Эссиговское "Пиво с кнедликами".
Я допускаю, что мы что-то не очень правильно отыгрывали по правилам, в частности мы забыли о том, что в СКС недопустимы безумные атаки малым числом на сильные подразделения. (Пример: ослабленный полк атакует целую дивизию. Мы трактовали сначала, как 1 к 2 соотношение и полуполк и целая дивизия уничтожались. Но благодаря Кириллу ошибка была исправлена и на ход партии не повлияла). Буду рад обсудить результаты партии с теми, кто играл в эту игру, а так же всеми желающими и услышать мнение моего оппонента - Александра.