[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 136: preg_match_all(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 138: array_unique() expects parameter 1 to be array, null given
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 141: Invalid argument supplied for foreach()
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 136: preg_match_all(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 138: array_unique() expects parameter 1 to be array, null given
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 141: Invalid argument supplied for foreach()
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 136: preg_match_all(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 138: array_unique() expects parameter 1 to be array, null given
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 141: Invalid argument supplied for foreach()
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 136: preg_match_all(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 138: array_unique() expects parameter 1 to be array, null given
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 141: Invalid argument supplied for foreach()
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 136: preg_match_all(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 138: array_unique() expects parameter 1 to be array, null given
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 141: Invalid argument supplied for foreach()
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 136: preg_match_all(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 138: array_unique() expects parameter 1 to be array, null given
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 141: Invalid argument supplied for foreach()
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 136: preg_match_all(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 138: array_unique() expects parameter 1 to be array, null given
[phpBB Debug] PHP Warning: in file [ROOT]/includes/functions_reimg.php on line 141: Invalid argument supplied for foreach()
proWargames.ru • Просмотр темы - Серия Men of Iron - всё подряд, сами поймёте почему

Серия Men of Iron - всё подряд, сами поймёте почему

Сообщение Кирилл » 25 авг 2014, 17:20

Давненько не брал я в руки шашки...

Настала счастливая пора приобщения подрастающего поколения к военным играм. После вялой игры в Commands & Colors прошло около года, Фёдору исполнилось семь лет, скоро в школу, а значит можно (нужно?) наконец-то поиграть во что-то интересное. После долгих раздумий мой выбор остановился на серии Men of Iron ( по-нашему, "люди-железяки"). Причины выбора таковы: интересная ребёнку тема, простота правил, отсутствие всяких карточек и т.п.штук, которые надо читать и которые меняют правила, весёлый процесс игры с перехватами активаций, конными атаками и иногда неожиданным бегством армии с поля боя, и конечно же наличие порядка двух десятков сценариев по одним итем же (более или менее) правилам.

Свои мысли о вовлечении молодёжи в наше хобби я, скорее всего, оформлю в виде статьи, здесь же остановлюсь собственно на игре. И это... фотографий пока нет - забыл... вот так нам было интересно и я не шучу!

О самой системе. В игре нет "ходов", т.е. время не отслеживается (средневековые сражения - это вспышки активности и бегство проигравших, а не получасовые рубки на мечах a-la кино), в замен - отслеживаются действия. И не надо мне рассказывать о том, что "кто-то всё сражение стоял и ничего не делал, а кто-то рубился - так не бывает". Бывает, и ещё как бывает, особенно, если бегство начинается через пару минут (и то много) после первого контакта меч-щит. Скоординированные действия на поле боя разных частей армии до сих пор не всегда получаются, а в те времена... Наденьте на голову ведро, разучитесь писать, забудьте про карты и часы, да и попытайтесь договориться о совместных действиях с людьми которые считают себя круче вас. Так вот, в игре получается, что основные события сражения выпячиваются вперёд, время для этих событий как-бы замедляется, что бы лучше всё разглядеть... очень здорово для мальчишек (взрослых и не очень).

В ходе игры мы столкнулись с особенностями английского и русского языков, в частности с таким словечком как "charge". Чувствую, что вы уже улыбаетесь, вспоминая возгласы "чарджую" и т.п. раздающиеся над нашими игровыми столами... Ну нет у нас в языке синонима для этого нехорошего слова, особенно, когда charge и shock идут в связке, но обозначают разные вещи. Я пытался одно обозвать "бой" (shock), а другое (charge) - "атака"", но потерпел неудачу. Фёдор сказал, что чардж очень смешное слово и стал его использовать... Увы мне, увы.

За неделю мы, по странному совпадению, сыграли семь раз. Начали с начала и плавно продвигаемся. Итак.

Фалькирк. Сыграли два раза - исторический вариант и вариант со свободной расстановкой шотландцев. За англичан и лично за короля Эдуарда оба раза выступил Фёдор, как-никак это были его первые две партии. Что сказать о результатах? Оба раза шотландцев вынесли! А вы что думали? Против сбалансированной английской армии фактически воюют 6 фишек лучников и две фишки слабеньких рыцарей. Остальные толпы шотландцев (36 фишек) стоят в своих шилтронах (кружки копейщиков по интересам) и наблюдают. Т.е. англичанам надо немного зачистить от мешающихся под ногами лучников левый или правый подход к строю шотландцев, подвести своих лучников и копейщиков и продемонстрировать всему миру что конкретно означает "взаимодействие родов войск". Всё. Фёдор с этим делом легко справился. И если первый раз он немного увлекался скачками рыцарей на приз короля Эдуарда I, то во второй раз всё сделал совсем грамотно - построенный мной убер-шилтрон был вскрыт с одного угла, туда запущены копейщики, а потом залакировано рыцарской атакой (одна фишка английских рыцарей получала "продолжение атаки" раза три...). Никакие резервы уже не помогли.

Ричард Берг (автор игры) позиционирует Фалькирк как "соло-сценарий". Простите, но это скучно... Скорее, это надо обозвать "обучающий сценарий для семилетних". Зачем было тратить столько фишек на подобную муру мне лично непонятно. Конечно же, можно было ещё поизгаляться шотландцами и как-нибудь по-заковыристее их построить с "поддержками", попытками охватить англичан с флангов и т.п. Но, что бы выиграть у англичан надо набить 45 очков, а шотландцы бегут при 35. Ну и я уже упоминал, что у англичан армия лучше - четыре "баталии" состоящие из конных рыцарей, лучников и копейщиков.

Куртре. Сыграли один раз. Фёдор за фламандцев, я за французов. Победа досталась оборзевшим бю(у)ргерам и примкнувшим к ним благородным. Нечестные канавы мешавшие скакать к славе всё испортили. Для начала я атаковал пехотой. (Откуда она взялась у французов в таком количестве я не знаю. Мы посмотрели два доступных мне источника и никаких значительных сил пехоты не обнаружили. Но без копейщиков у французов вообще не было бы шансов.) Атаковал дырочку между городскими стенами и мерзкими канавами. Бой шёл с переменным успехом, до тех пор пока фламандцы обнаглев не полезли в атаку, перешли ручей и почти разбили французских копейщиков. Молодость, молодость... хочется атаковать, рубить и гнать противника. В общем, французские рыцари ударили во фланг зарвавшимся холопам. Те побежали, но на помощь пришёл резерв и заткнул дыру. Французы с потерями отошли. Для отвлечения резерва сам граф д'Артуа повёл своих в атаку. Результат был плачевен, но одну дырочку французы всё же пробили. Фламандские резервы побежали туда, но мы того и хотели - восстановившееся пехота пошла по трупам своих товарищей и даже прорвала жидкий фронт фламандцев, туда же отправились две оставшиеся фишки рыцарей левого фланга. Французы уже выходили в тыл фламандскому построению, даже захватили знамя... Казалось ещё чуть-чуть... Но опять пришли резервы под командованием Жана Ренесса. Две-три активации сохранялся баланс (No Result и всё такое) - очень нам было нервно - но фламандцы таки додавили и отбросили французов. Ну а потом французы расстроились и ушли с поля боя. Фламандцы говорят - бежали.

Сценарий неплох, но за французов тяжело. Сыграем ещё как-нибудь. Фёдор наберётся опыта и пускай атакует рыцарями...

Азенкур. Четыре партии. Плюс просмотр Генриха V Кеннета Бранны. Фёдор даже проникся монологом Генриха перед сражением ("Криспианов день"). Само сражение очень маленькое и на отвратительной местности (два очка движения за чистое поле), но как-то цепляет. Первый раз, посмотрев на свои 11(вроде так) фишек и на четыре линии моих, Фёдор сказал, что надо играть по историческим правилам. Ладно. Я не знал что будет ТАК плохо. Это ещё хуже Фалькирка. Французы выступали уточками в тире, причём пребывали в перманентном расстройстве, но с неудержимой тягой ко всему английскому. Даже победителю не очень понравилось. В следующий раз играли без исторических правил, что я вам всем и рекомендую. Французы выиграли! Ура! Причём, основной вклад в победу внесли лучники и арбалетчики. Ха-ха-ха. По неопытности Фёдор проморгал момент, когда французы обходили позиции англичан через Азенкур, потом постеснялся отправить рыцарей на вырубку стрелков. В результате расстреляли всех, причём сзади.

Фёдор решил, что французская армия сильно могуча и вызвался играть ими. Что было в третьей партии я уже не очень помню, видимо ничего выдающегося - англичане победили. А вот четвёртый подход оказался самым интересным. Французы (ваш покорный слуга) трижды врывались на позиции англичан, однажды даже заставили отступить короля Генриха с его отрядом, в бою побывали все четыре французские линии (мне везло - большинство французов не убивалось лучниками, а убегало в тыл - retire - где снова собирались в боеспособные отряды), но победу праздновали опять англичане. Захватывающее сражение. Опять" ещё немного, ещё чуть-чуть", но не получилось. В основном благодаря активациям и перехватам Генриха. Было очень интересно!

Следующим в списке идёт Баннокбёрн. Глядя на расстановку, затеплилась надежда на сбалансированное сражение, каковых мы пока не встречали. Или это эпоха такая?

По мере продолжения наших сессий буду пытаться продолжать и тему. Если у вас появились вопросы - спрашивайте, на то он и форум.
Кирилл Не в сети

Аватар пользователя
Администратор
 
Сообщений: 175
Зарегистрирован: 19 май 2013, 19:48
Откуда: Москва

Сообщение Андрей Шлепов » 25 авг 2014, 18:22

Баннокберн и особенно Пуатье вполне тяжелые сражения для обеих сторон. Нахера (или в более цензурном варианте Наваретта) едва ли забавнее Фолкирка: Энрике Трастамарский и Бертран Дюгесклен ждут, что Черный Принц и Педро Жестокий атакуют с фронта, а те появляются у них на левом фланге. Впрочем, если играть последнее сражение как фронтальное, получается очень весело. Я до сих пор помню длинные (нет, не луки, а) лица англичан, когда испанская фаланга фишек так в 40 сделала на них первый топ ногой...
We played Star Fluxx, Star Munchkin, Dixit, and, of course, Bomb Alley.
Андрей Шлепов Не в сети

Аватар пользователя
 
Сообщений: 497
Зарегистрирован: 22 май 2013, 19:46
Откуда: Москва

Сообщение Алексей Б » 25 авг 2014, 21:07

Прочёл с интересом как играть с сыном. Буду ждать дальнейших заметок во что и как играть с детьми. Ибо, надеюсь, всё-таки станет актуально.Спасибо.
Алексей Б Не в сети


 
Сообщений: 35
Зарегистрирован: 10 июн 2013, 22:38
Откуда: г. Омск

Сообщение Кирилл » 04 сен 2014, 13:08

Спасибо за комментарии.

Баннокбёрн.

Изображение

В связи с началом учебного года темп игры несколько упал. На настоящий момент сыграли Баннокбёрн и почти закончили Креси. (Кстати, в связи с непоседливостью моего партнёра мы часто прерываем партии не забыв точно обозначить чья активация следующая.) О Креси позже, а сейчас очередное побоище англичан и шотландцев. Фёдор был за исторически победивших шотландцев, я же за англичан.

Англичане начинают бой в некоем расстройстве пехоты (копейщики и лучники), каковая разбросана по всему полю, а некоторые отряды ещё и не покинули армейский лагерь. Но вся эта неразбериха легко приводится в порядок через пяток активаций. Думается, что в создании специальных правил для Баннокбёрна допущена недоработка. Поясняю. Все английские рыцари принадлежат жёлтому "отряду", а вся пехота - голубому. Английские командиры разделены на два "вида" - два кавалерийских (жёлтые) и три пехотных (голубые). Так вот, каждый из этих командиров может командовать любыми частями своего цвета в пределах радиуса командования, что создаёт (при тщательном развёртывании - те самые активации в начале) неисторическую гибкость и простоту в управлении войсками. Вроде как должно быть наоборот. Я разделил свою армию на три (по числу командиров) отряда пехоты и выдвинул рыцарей ближе к шотландским шилтронам дабы создать ими угрозу всякому шотландскому движению.

Отступление. Лекарство от вышеупомянутого недуга предложено в свежайшей игре серии Blood & Roses. Называется - Timed engagement. Смысл в том, что одной стороне даётся некое количество "очков времени", которые уменьшаются всякий раз, когда противник вместо свободной активации (те, что без бросков кубика) говорит "пас". Когда "очки времени" исчезают (достигают нуля) первый игрок проигрывает. Например, если бы у меня было 6-7 "очков времени" в сыгранной нами партии, то я бы проиграл, т.к. Фёдор точно пасовал раз семь в общем итоге.

Вернёмся к нашему сражению. Моя пехота, один отряд справа и два слева, начала обстрел шотландцев. Слева достаточно быстро удалось выбить шотландских лучников, справа же лучники досаждали мне до самого конца. Фёдор сразу же решил испытать в бою своих "топорщиков", бросил двоих на мой правый фланг, но слишком рано - одна фишка погибла, вторая отошла к знамени. После чего мы решили видоизменить правило про этих самых "топорщиков" внутри шилтрона. Мы их убрали с карты и решили, что они могут "выбегать" откуда хотят. Сделали мы такое изменение правил исходя из следующих соображений: противник не должен знать откуда эти лесорубы могут появиться (смотрите картинки с шилтронами - за лесом копий вообще плохо видно что-либо), шилтрон внутри "полый" и потому передвижение (скрытое от глаз противника) внутри строя вполне возможно.

Когда мой крайний слева отряд пробился через рощу и начал обходить шотландцев Фёдору надоело собственное бездействие и он вывел свой левый фланг из шилтрона и пошёл в атаку.

Изображение

Это случилось достаточно неожиданно и привело к смятению и потерям. Но рядом стояли мои рыцари и ждали именно такой возможности... Вперёд!!!

Ой... Мне удалось немного потеснить шотландцев, даже заставить пару фишек убежать, но как-то всё вышло неубедительно. Затем шотландские лучники спешили часть рыцарей, их стали теснить копейщики и выбежавшие из центрального (жёлтого) шилтрона "топорщики" добили моих славных дворян. Так англичане потеряли примерно половину своих конных рыцарей.

Я попытался перевести внимание на противоположный фланг, начал наступление пехотой. Даже захватил знамя! Но Фёдор продолжал упорно давить на правый фланг, вывел из шилтрона отряд короля в центре, начал им наступать и как-то раз-два и выиграл.

Изображение

На момент поражения мой уровень бегства был 36 (нужно 40), а вот у Фёдора 20 (нужно30). Дело в том, что он очень внимательно следил за моментом когда надо начинать бросать кубик на бегство (21) и в опасные моменты активизировал знамёна, что бы понижать это число за счёт возвращения к нормальной жизни отступивших отрядов. Хитрец какой!

Упорное сражение получилось, но ни Фёдору, ни мне не понравилось. Почему? Непонятно. Не понравилось и всё.
Кирилл Не в сети

Аватар пользователя
Администратор
 
Сообщений: 175
Зарегистрирован: 19 май 2013, 19:48
Откуда: Москва

Сообщение Алексей Б » 04 сен 2014, 14:18

Спасибо, очень интересно. Наверное, приятно, что теперь игру можно оставить на столе разложенной, не опасаясь за последствия.

Появились такие вопросы, больше по процессу воспитания игрока, чем по самим играм.

1. До/после игры, смотрите-читаете литературу по этому сражению или эпохе для появления интереса к истории? Или тут лучше папе самому рассказывать, и от его красноречия зависит интерес ребенка?

2. Приходится поддаваться, чтобы поддержать интерес? Или все "по-взрослому?"

3. Как объясняются правила и как по ходу игры поправлять, чтобы не игра не показалась слишком сложной? Взяли фишки, поместили на карту и - "это рыцарь, он ходит на столько клеток, умеет то и то. А это пехота.. и т.д."?

Спасибо
Алексей Б Не в сети


 
Сообщений: 35
Зарегистрирован: 10 июн 2013, 22:38
Откуда: г. Омск

Сообщение Кирилл » 06 сен 2014, 08:04

Алексей, прежде всего необходим интерес обоих игроков. У нас таковой присутствует. Когда мы пытались играть в Commands & Colours, то если и был интерес, то только у Фёдора, да и то какой-то не очень активный и игра заглохла. Сейчас же всем всё нравится и игра идёт.

Отвечаю.
1. Да, конечно. Смотрим книги и даже, как я упоминал, посмотрели Генриха V. Причём, внимательно (sic!) изучаем книги уже после того как сыграем. Так нам больше нравится. Вот, узнали, что шотландцы и вправду вышли из шилтронов и погнали англичан, прямо как Фёдор и сделал.

2. Поддаваться? Зачем? Во-первых, Фёдору достаются те, кто и так и выиграл. Во-вторых, сражения (большинство) не сбалансированы, но интересны. В-третьих, я стараюсь действовать в "историческом русле", мне самому так интереснее. Хотя... в последнем сражении (Креси) я попытался обойти холм англичан... не помогло.

3. Правила совсем не сложные. Во всяком случае, вариации салочек в которые играет во дворе Фёдор с друзьями имеют правила ещё более, на мой взгляд, навороченные. Правила объяснялись прямо в ходе первой партии, по ходу игры. Повторяю, не сразу (как в твоём примере про "рыцаря"), а по ходу игры. Выглядело так:"Вот твоя армия...понял кто есть кто?...Что хочешь делать...Тогда нужно так-то и так-то.... А дальше..." Хотя, конечно же, то что написано на фишке было объяснено до начала игры.

Хочу заметить, что Фёдор прекрасно усвоил все модификаторы (включая их смысл, что ещё важнее) и поправляет меня, если я ошибся. На третьей-четвёртой партии он научился учитывать дополнительные очки движения за всякие холмы-леса. Пока ему сложно маневрировать большими отрядами, а так всё вроде вполне нормально.
Кирилл Не в сети

Аватар пользователя
Администратор
 
Сообщений: 175
Зарегистрирован: 19 май 2013, 19:48
Откуда: Москва

Сообщение Алексей Б » 06 сен 2014, 19:12

Кирилл, спасибо за комментарии. Продолжу внимательно следить за вашими играми. Полезный опыт.
Алексей Б Не в сети


 
Сообщений: 35
Зарегистрирован: 10 июн 2013, 22:38
Откуда: г. Омск


Вернуться в Игры

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19

cron