На днях, благодаря Павлу Теплову, осуществил своё давнишнее желание сыграть в эту необычную игру о войне между Одой Набунагой и коалицией его врагов.
Нужно сказать, что правила в игре довольно оригинальные, да и ситуация в начале гражданской войны запутанная, так что новичку сложно сразу понять, как надо действовать, чтобы не пришлось совершать харакири уже в конце третьего хода, поэтому Паша сел играть за Оду Набунагу, который вынужден метаться по карте, подавляя в зародыше постоянно возникающие угрозы, а мне, соответственно, досталась ориентированная, как нам кажется, на несколько более спокойную стратегию фракция его противников.
Несмотря на то, что Паша уже сыграл в эту игру примерно 28 партий, а я поначалу довольно смутно представлял себе смысл происходящего, учебная игра получилась отличная (то есть я выиграл) по той простой причине, что из-за специфики правил активации полководцев и традиционно сопутствующей новичкам удачи я играл в одиночку. Дело в том, что активация в игре осуществляется по вытягиваемым из стаканчика маркерам активации, которых в начале игры закладывается туда 6 штук: 2 маркера активирующих Оду, 3 маркера его врагов и 1 маркер окончания хода. В начале первого игрового хода один раз автоматически активируется Ода, после чего маркеры достаются из стаканчика наугад до тех пор, пока не извлечён маркер с говорящим названием “End of Turn”.
Так вот, в нашей игре после первой своей активации, по которой Ода начал отступление в направлении Киото, этот прославленный полководец впал в дзен у стен мятежного монастыря и просидел там, ничего не делая, до 6-го хода. Пусть математики посчитают вероятность того, что за 6 ходов ни разу не были вытянуты маркеры активации его фракции (напомню, что в стаканчике их было 2 из 6).
Воспользовавшись бездействием Оды, я развернул наступление по всем фронтам, захватил со второй попытки Киото, перерезал коммуникационную линию главной армии Оды и даже успел ввести в войну Такэду Сингэна. Тут наконец вассалы Оды вывели своего господина из состояния летаргического сна, и Набунага предпринял отважную попытку вырваться из окружения, закончившуюся эпическим сражением под Киото. Перед битвой Паша коварно разыграл карту “Внезапная атака”, позволяющую ему игнорировать урон, понесённый в первом раунде боя, а я применил наиболее, наверное, мощную боевую карту в игре “Массированный Ружейный Огонь”, которую исторически сам Ода Набунага “сыграл” против Такэды Кацуёри при Нагасино.
Стратегическая ситуация в районе Киото в начале решающего сражения.
“Был первый натиск Оды страшен” - я уж думал, что всё пропало: в первый раунд боя из 10 моих отрядов Паша уничтожил 5, не потеряв ни одного из своих 14. Шансов на мою победу в битве практически не оставалось, поэтому я решил не отступать, а продолжать драться. Естественно, как я и рассчитывал, везение (и караколе) позволили мне переломить ход сражения, и в конце концов на поле боя остались только фишки Оды Набунаги и моего полководца. Я выкинул попадание первым (шансы тут были на моей стороне), и игра закончилась.
В нижней части фото потери Оды (справа) и Коалиции (слева на фиолетовом поле).
Павел, несмотря на феноменальное невезение, сносил все невзгоды со стоицизмом, достойным истинного самурая (вот они, плоды бесчисленных партий в “Combat Commander”!), помогал мне советами, как лучше надругаться над Набунагой, и даже смог изобразить кривую улыбку на финальном фото.
Хотя партия и превратилась в квест для одного игрока, но игра, на самом деле, очень увлекательная и весёлая. Измены, случайности и внезапные повороты фортуны играют в ней роль столь же большую, как и правильное планирование своих действий, но при этом игра достаточно глубока и требует от игрока предусмотрительности и точного расчёта.