Андрей Шлепов » 18 июл 2013, 19:54
Продолжаем разбирать условия сценария.
Эффективность! С 1864 по 1904 г. вооружение кораблей развилось в невероятной прогрессии. С уменьшением численности экипажей нагрузка на каждого отдельного комендора возросла эдак вчетверо. Во время боя эффективность стрельбы падала из-за множества факторов. Поэтому в данной игре введен дополнительный параметр эффективности. В этом сценарии у всех японских кораблей начальная эффективность равна 6, но у эскадры Того штраф -1 за долгое пребывание в море (снять его можно, проведя в порту 90 ходов (15 дней). Ага, и еще 4 хода останется на расправу с русскими!). Значит, у кораблей Того эффективность = 5. Возьмем, например, "Микасу" с ее показателями артиллерии 3-3-0 (первый-второй-третий калибр) и пересчитаем их по таблице эффективности. Выйдет... то же самое 3-3-0. Другое дело, что эффективность может упасть дальше, если "Микаса" налетит на мель, получит повреждение корпуса, погибнет лидер или она проболтается еще 90 ходов в море, и тогда артиллерийские показатели ухудшатся. У всех русских кораблей стартовая эффективность = 5, но у Вирениуса тот же штраф за пребывание в море -1, значит, эффективность его кораблей = 4. Возьмем показатели "Осляби" 2-2-0 и пересчитаем, получится 1-1-0. Разница налицо.
Обстрел: каждый из игроков получает по 3 победных очка за каждую зону с вражеским малым портом (или прилегающую к таковому), обстрелянную по крайней мере двумя броненосцами или броненосными крейсерами. Заметим в скобках, что за обстрел одной и той же зоны больше одного раза очков не дают.
Ни эффективность, ни обстрелы мы не использовали, т.к. точно не помнили, о чем там речь.
Победные условия: игрок за русских выигрывает, если эскадра Вирениуса приходит в русский порт до конца игры И ни один русский крупный боевой корабль не был потоплен (так Паша выиграл?!), ИЛИ он заканчивает игру с преимуществом в 12 победных очков над игроком за японцев. Победные очки, помимо полагающихся за достижение целей сценария, получают за потопленные (или выбросившиеся на берег/севшие на мель, или потерявшие ход по состоянию на конец игры) вражеские корабли, за разбитые факторы артиллерии первого калибра (а также повреждения корпуса) на так и не потопленных кораблях, а еще за уничтоженные береговые батареи, потопленные (или благополучно разгруженные) транспорты и т.д.
Вот таковы исходные данные для решения задачи. У меня был план действий, как ни странно, вполне логичный (хотя бы в том смысле, что закономерно привел к поражению). я исходил из следующих соображений.
1) Вирениус пойдет в Порт-Артур. К сожалению, я не видел карты до игры, поэтому не мог прикинуть заранее, дойдет ли он до Владивостока вокруг Японии кружным путем через Сангарский пролив или пролив Лаперуза (даже и видев карту, уже не помню, есть ли на ней последний?). Самые недалекие корабли в составе его эскадры, эсминцы класса "Бойкий", имеют запас 4 ед. топлива, можно пройти 48 морских зон (х 32 мили зона). Так или иначе, но этот вариант я с негодованием отмел. Цусимским проливом, рассуждал я далее, Вирениус не пойдет тоже, там более сильные японские отряды, хотя и без единого эскадренного броненосца. И даже Иессен ему ничем не поможет.
Перед самой игрой, когда я объяснял Паше правила и обстановку (и предполагалось, что он даже не будет участвовать, разве что в команде с кем-то!), этот византиец горячо и незаинтересованно отстаивал идею прорыва в Порт-Артур.
2) Вирениус может проскочить мимо Того ночью, в туман, если держать силы сосредоточенно. А если разбить силы на два равных отряда, каждый из которых будет сильнее Вирениуса по отдельности, шансы на столкновение возрастут.
3) Однако каждый из этих отрядов будет по отдельности слабее Макарова. Поэтому надо идти на Вирениуса, отловить его, разбить, соединиться и идти на Макарова!
Мягко говоря, постфактум видно, что план страдал большими изъянами, главный из которых:
1) "Действия противника планом не предусмотрены". Следовало только задать вопрос, при каких условиях Вирениус может пройти во Владивосток Цусимским проливом, чтобы получить ответ: если ему при этом поможет Макаров. Если задать следующий вопрос, как последнее возможно, сразу же последовал бы ответ: если Того оставит блокаду Порт-Артура и погонится за Вирениусом!
2) Не было принято во внимание положение с топливом. Паша сделал финт ушами в сторону Шанхая, я послушно поплелся туда и тут обнаружил, что эскадренные миноносцы вообще-то вот-вот встанут из-за нехватки топлива. Еле успел их выделить и отправить к корейскому берегу (в виду которого они и встряли), как призрак энергетического кризиса встал уже перед броненосцами Того. Зайду-ка я заодно в Шанхай за угольком, заправлюсь на дальний путь (и напрасные хлопоты), решил я, все равно Вирениусу не проскочить мимо Камимуры.
Пока Того в неприличных для нейтрального порта количествах принимал уголь, Макаров выскочил из Порт-Артура, чуть-чуть разминулся с потерявшими ход эсминцами и прошел через пролив, соединившись с Вирениусом и Иессеном! Последний, правда, тоже вынужден был бросить по дороге миноносцы, истратив топливо. Камимура, шарахавшийся по берегам от такой могучей армады, кинулся было потопить потерявшие ход миноносцы впереди могучего трио. Я нарочно пошел по прямой, Паша с воинственным криком кинулся напересечку, но я уже заблаговременно увидел это и вовремя дал приказ отвернуть. Того от делать нечего взял эсминцы на буксир и потащил их в Чемульпо. На этом партия и была мною сдана.
Хотя сценарий и гипотетический, устроители совсем недаром поставили Того в самом узком месте Желтого моря, в непосредственной близости от дружественных портов, чтобы он небольшими партиями отправлял корабли принимать уголь, следил за Макаровым и ждал спокойно Вирениуса. Но ведь это надо было понять сразу!
Паша сумел разбить мои замыслы, а правила игры оказались действительно настолько простыми, что он без труда транслировал свои планы в игровые действия. Мне также очень понравился невероятный стереоскопический эффект: в начале какого-либо хода фишка флота находится в определенной зоне. Сейчас для флота пишется приказ на ход, отстоящий от данного на два, когда флот будет совсем в другом месте. Потом он будет двигаться согласно приказу, написанному для него за два хода до данного, когда флот тоже находился совсем в другом месте. Очень необычно!
We played Star Fluxx, Star Munchkin, Dixit, and, of course, Bomb Alley.