военная игра военные игры настольная игра настольные игры настольная военная игра настольные военные игры семейная игра семейные игры игровая система игровые системы интеллектуальная игра интеллектуальные игры серия игр серии игр варгейм варгеймы настольный варгейм настольные варгеймы классический варгейм классические варгеймы гексагон гексагоны гексагональный варгейм гексагональные варгеймы

prowargames

Этот сайт посвящен военным играм и военной истории

Лучше с разрешением экрана 1280 Х 800

игры и, как их достать

форум

статьи

статьи

форум

статьи

 

«А Most Dangerous Time»: «Ран», или

гражданская война по-японски

 



Ода Нобунага

 

  Япония. XVI век. Сэнгоку Дзидай - «Эпоха воюющих провинций». Из пламени гражданской войны на государственную арену выходит «огнеупорная» фигура Ода Нобунага – одного из величайших военно-политических лидеров во всей японской истории и первого из трех объединителей Японии (вторым был Тоётоми (Хасиба) Хидэёси, прошедший путь от «хранителя сандалий» Нобунага до одного из его лучших полководцев, а завершил объединение страны один из ключевых союзников Нобунага – Токугава Иэясу).


  Действие игры «A Most Dangerous Time» начинается в 1570 г. К этому времени под властью Нобунага уже находились несколько провинций центральной Японии, включая тогдашнюю столицу государства - Киото, где при номинально царствующем императоре реальную власть представлял своеобразный дуумвират Нобунага и сёгуна Асикага Ёсиаки, приведенного на этот пост самим же Нобунага в результате его знаменитого похода на Киото за два года до описываемых событий. К 1570 г. этот нелегкий для обоих союз был на грани распада...
 

 

Асикага Ёсиаки

 

  В «A Most Dangerous Time» один игрок выступает в роли самого Нобунага и командует войсками клана Ода и его союзников (на фотографиях - желтые фишки), к коим, прежде всего, относится клан Токугава. Второй игрок берет на себя «многоликую» роль антинобунагской коалиции, в которую в разное время входили кланы: Асакура-Адзай (зеленые фишки), Такэда (красные юниты), Мори-Укита (оранжевые фишки), Уэсуги (синие фишки), а также ряд более мелких кланов (фиолетовые фишки), среди которых самую заметную роль сыграл клан Миёси. Помимо этого Нобунага противостоят разбросанные по всей карте «повстанческие» группировки Икко-икки (черные фишки) – военизированные самоуправляемые крестьянские общины, консолидированные вокруг монастырей Истинной Школы Чистой Земли – также управляемые антинобунагским игроком. Наконец, в игре представлена и третья (не управляемая ни одним из игроков) сторона – кланы, к 1570 г. еще находившиеся в стороне от «мясорубки» бушевавшей войны и придерживающиеся нейтралитета (коричневые фишки).


  Целью игры в «классическом варианте», который и был разыгран в этот раз, является удержание контроля над Киото в конце 30-го хода, т.е. в конце 1584 г. (временной масштаб игры: 1 ход – полгода). Однако для антинобунагского игрока существует еще один достаточно очевидный путь к победе – физическое устранение Нобунага (исторически погибшего в 1582 г. на вершине своего могущества в результате предательства его ближайшего вассала - Акэти Мицухидэ).


  Каждый ход очередность активации отдельных альянсов/кланов определяется случайным образом посредством последовательного вытягивания вслепую соответствующих маркеров активации, причем ход заканчивается с вытягиванием маркера «Конец хода» (да-да! – вполне может сложиться, что какой-нибудь «невезучий» альянс или клан будет «простаивать» не один ход подряд). Такой движок отлично отражает непоследовательность и нескоординированность военных действий в хаосе гражданской войны, когда долгосрочное стратегическое планирование вдребезги разбивается о череду внезапных предательств или необоснованных промедлений со стороны, казалось бы, надежных союзников.


  Изюминкой «A Most Dangerous Time», безусловно, являются подкупы войск, осуществляемые по ходу игры наиболее харизматичными лидерами обеих сторон, и предательства отдельных самураев и даже даймё, инициируемые «персональными» картами. Что может лучше отразить парадоксальный дух той эпохи, как не переход самого преданного твоего генерала (со всеми его войсками) на сторону противника прямо перед началом решающей битвы?..

  В начале 1-го хода мы застаем Нобунага в крайне затруднительном положении: во главе многотысячной армии он вторгается в провинцию Этиздзэн с целью усмирения непокорного дайме Асакура Ёсикагэ, но оказывается преданным собственным зятем Адзай Нагамаса, заключившим союз с Асакура. Дорога на юг (на большинстве фотографий юг вверху) перекрыта, снабжение войск под угрозой. Единственный путь к отступлению - тропа, ведущая к Киото через гору Хиэй (в начале игры гора Хиэй находится под контролем Ода, что мы (игроки), увы, забыли указать соответствующим маркером контроля).
 

 

  Нобунага (по правилам всегда начинающий первый ход) выбросил «6» на движение, добавил «2» за контроль над Киото (очень полезный логистический бонус!), и тем самым получил все шансы без потерь вывести свои войска из окружения, что он и сделал.


  Воспользовавшись отступлением Нобунага, Асакура Ёсикагэ и Адзай Нагамаса начали действовать: войска первого заняли опустевший замок Канагаски, а войска второго взяли в осаду собственный же замок Саваяма, гарнизон которого благодаря дипломатии Нобунага вступил в союз с кланом Ода. Однако взять замок с наскока Адзай не удалось.


  Тем временем Токугава Иэясу во главе своей армии подтянулся с пока спокойных восточных окраин ближе к центру событий. Так завершился 1-й ход.

 

 

  2-й ход. Первыми активизировались «младшие» кланы антинобунагской коалиции: войска триумвирата Миёси осадили и почти без потерь захватили замок Ибараки – единственную преграду на их пути к Киото.


  Перегруппировавшиеся силы Ода перешли в ответное наступление. Оставив часть войск под командованием Сакума Нобумори осаждать взбунтовавшийся (в самом начале 2-го хода) монастырь Энрякудзи, Нобунага во главе большей части своей армии совершил марш-бросок до замка Ибараки, застав праздновавших победу Миёси врасплох. В последовавшей битве армия Нобунага, почти в два раза превосходящая противника по численности, играючи смела армию Миёси. Катастрофический характер поражения демонстрируют результаты финальной атаки отряда Такигава Кадзумасу: четыре «6» из четырех возможных. Потеряв при отступлении все свои войска, триумвиры Миёси укрылись в замке Нода Фукусима.


  В то же время ведущий осаду Адзай Нагамаса был атакован и разбит объединенными силами Токугава Иэясу и Араки Мурасигэ. Тяжело раненный в битве Нагамаса на время вышел из игры. Одани, родной замок Адзай, остался практически беззащитным: гибель дома Адзай казался вопросом пары ходов (но судьба распорядилась иначе).
 

 

 

  Засим завершился 2-й ход: Нобунага «на коне», а два враждебных ему клана понесли тяжелейшие потери.


  3-й ход закончился, даже не начавшись (сразу был вытащен маркер «Конец хода»), что определенно сыграло на руку антинобунагскому игроку – отчаявшиеся было кланы Адзай и Миёси потихоньку начали восстанавливать силы (речь идет о постепенном восполнении потерь из Regroup Box’а).


  4  -й ход. Нобунага возобновил наступательные действия. Препоручив замок Ибараки Такигава Кадзумасу, сам он осадил замок Нода Фукусима с засевшими в нем триумвирами Миёси, однако штурм замка успехом не увенчался. Некогда единая (читай – непобедимая) армия Нобунага оказалась раздробленной на три части: Нобумори осаждает Энрякудзи, Кадзумасу удерживает замок Ибараки, прикрывая тылы Нобунага, а передовой отряд последнего, с трех сторон окруженный враждебными монастырями Истинной Школы Чистой Земли, скован осадой, затягивание которой никак не входило в планы Нобунага.


  Тем временем в провинции Оми отряд Араки без боя занял замок Йокояма, вплотную подойдя к Одани, а «ударный кулак» Токугава Иэясу усилил отряд Хасиба Хидэёси. Однако драгоценное время было упущено: в Одани командование вновь набранной армией принял восстановившийся после ранения Нагамаса. Дом Адзай, сам того не ожидая, восстал из пепла!
 

 

  5-й ход. Удача, наконец, улыбнулась до этого бездействовавшим Икко-икки. Оценив всю щекотливость положения Нобунага, они попытались отрезать его от снабжения (в лишенной снабжения армии две фишки считаются за одну почти во всех игровых отношениях, будь то передвижение либо битва). Для этого им необходимо было со всей возможной силой нанести удар по замку Ибараки. Собрав войска с пяти окрестных монастырей и даже призвав на подмогу отряд Сайка Магоичи из отдаленного замка Сайка (вот что значит истовая вера в Будду: на движение было выброшено «6», а еще «2» добавила очень кстати оказавшаяся у антинобунагского игрока карта «Марш-бросок»), Икко-икки с двух сторон обрушились на Ибараки и наголову разбили войска Кадзумасу (сам он получил тяжелейшее ранение). Кольцо вокруг Нобунага замкнулось. Казалось, судьба великого полководца предрешена.

 

 

  6-й ход. Теперь Нобунага могло спасти только чудо! И именно его призвал на помощь нобунагский игрок, решив, что первым будет активирован клан Ода, после чего ход закончится (это балансирующее игру правило позволяет «исправлять» некоторые неблагоприятные игровые ситуации в пользу игрока, владеющего фишкой «кукла Дарума» (амулет, приносящий счастье), однако каждое такое «заигрывание с проведением» требует немедленной передачи фишки куклы противнику).


  Удачные броски на движение позволили не только вывести войска Нобунага из окружения и переместить их в Киото в обход Ибараки, но дали также возможность совместным силам Мацунага Хисахидэ и Цуцуи Дзюнкэй осадить цитадель Исияма Хонгандзи, в которой на тот момент остался относительно небольшой гарнизон. Ну что ж - маневр, достойный тактического гения Ода Нобунага!
 

 

  Конец 6-го хода. Такэда Сингэн, один из величайших (если не величайший) полководец своей эпохи, выступил в поход против Нобунага: для клана Ода и его союзников открылся еще один – восточный – фронт.

 

 

Такэда Сингэн

 

  Основные силы, возглавляемые им самим, Сингэн двинул на Хамамацу – родной замок Токугава (последний, извещенный о скором нападение своего заклятого врага, к этому времени уже стянул войска ближе к дому). Второй удар Сингэн направил в тыл Ода: здесь его войска возглавил один из прославленных «24 генералов» дома Такэда – Ямагата Масакагэ.

 

 

  7-й ход. Нива Нагахидэ, командующий гарнизоном Ода в пограничном замке Ивамура, отправил вглубь вражеской территории небольшой диверсионный отряд с настолько же очевидной, насколько и неосуществимой на первый взгляд (но только на первый!) целью – захватить защищенный со всех сторон горами родной замок клана Такэда – Кофу.


  В то же время оправившиеся от провала их «гениального плана» по окружению Нобунага войска Икко-икки бросили половину своих сил на прорыв осады Исияма Хонгандзи. Войска осаждавших потерпели сокрушительное поражение: Мацунага Хисахидэ погиб, а Цуцуи Дзюнкэй был тяжело ранен.


  Самым громким событием 8-го хода стала неожиданная смерть Такэда Сингэн, так и не начавшего боевых действий против Токугава. Клан Такэда был обезглавлен! И хотя командование войсками принял сын Сингэн Кацуёри, все понимали – это начало конца (бросок «на смерть» Такэда Сингэн от болезни, предпринятый нобунагским игроком, оказался «успешным» уже на второй ход после появления Такэда, хотя, чтобы выкинуть на 2d6 «2» или «3» («смертельные» для Сингэн броски) так быстро, надо очень постараться!).


  Символично, что главный антагонист клана Такэда в этой игре – Токугава Иэясу –именно на 8-м ходу, благодаря сыгранной нобунагским игроком карте, был «повышен» до «даймё» (естественно, в игровом, а не историческом понимании этого термина).
 

 

  9-й ход. Возмущенные оскорблением, нанесенным Нобунага сёгуну Ёсиаки, остававшиеся до тех пор в стороне от конфликта кланы Мори, Укита и Уэсуги решили немедленно (в конце хода) выступить против Нобунага (другими словами, антинобунагский игрок сыграл карту «Ода оскорбляет сёгуна», которая позволяет бросить кубик за каждый из ожидающих появления в игре антинобунагских кланов и ускорить это появление на столько ходов, сколько очков выпало на кубике – а броски, признаться, в этот раз вышли на славу!). Положение Нобунага ухудшалось на глазах.


  В этой обстановке сёгун Ёсиаки решил, что настало наконец время и ему в открытую выступить против Нобунага (в игре это обозначается переворотом его фишки со стороны Ёсиаки-«самурая» на сторону Ёсиаки-«даймё»), и, покинув Киото, он присоединился к войскам Икко-икки, стоящим в Ибараки.
До поры до времени отсиживавшийся в стороне и копивший силы клан Миёси вновь заявил о себе, осадив замок на горе Сиги – оплот потерявшего своего лидера клана Мацунага. И вновь неудачный штурм затянул осаду на неопределенное время.


  Понимая, что с очагом сопротивления Икко-икки вокруг Исияма Хонгандзи в обострившейся обстановке надо кончать как можно скорее, Нобунага бросил все силы (включая своего оправившегося от ранения ветерана – Такигава Кадзумасу) на отвоевание Ибараки и, ожидаемо, преуспел: остатки Икко-икки, а вместе с ними и мятежный сёгун Ёсиаки, бежали с поля боя и укрылись за стенами Исияма Хонгандзи.


  Видя что ситуация принимает крутой оборот, Сакума Нобумори, уже несколько ходов «спокойно» державший осаду монастыря Энрякудзи, предпринял решающий штурм, в ходе которого вырезал всех до единого мятежных монахов и сжег буддийскую святыню дотла (повторив тем самым исторический «подвиг» самого Нобунага).
 

 

 

  А диверсионный отряд Ода тем временем медленно, но верно продвигался по землям клана Такэда по направлению к Кофу.


  Конец 9-го хода. На сцену выходят последние ключевые персонажи разыгрывающейся драмы гражданской войны: кланы Мори и Укита на западе (Мори – единственный клан, входящий в игру сразу с тремя (!) даймё) и Уэсуги Кэнсин на востоке (самый «зубодробильный» лидер в игре – «храбрости» «3» нет больше ни у одного даймё или самурая).
 

 

 

  10-й ход. Диверсионный отряд Ода наконец добирается до Кофу и под покровом ночи захватывает замок – все войска Такэда лишаются снабжения. Боевой путь этого героического подразделения показан на фото внизу. Ввиду поразительной успешности столь «безнадежной» операции возникают подозрения, что отряд этот целиком состоял из лучших диверсантов своего времени – ниндзя провинции Ига.


  Чем можно объяснить полное бездействие клана Такэда на протяжении всего этого времени? Разве что деморализующим отчаянием, охватившим клан после смерти его Отца. (Хотя на поверку все оказывается проще: маркер активации клана Такэда за прошедшие с его появления 4 хода не была вытащена НИ РАЗУ! Да уж - в этой партии семье Такэда сопутствовала какая-то феноменальная «везучесть».)


  Воспользовавшись ситуацией, Токугава Иэясу немедленно выступил против Такэда Кацуёри и разбил его в решающем сражении (в ходе которого в довершение всех бед один из генералов предал Кацуёри, перейдя на сторону противника). Гибель Кацуёри в этой битве ознаменовала уже неминуемое падение клана Такэда (оставшемуся в живых Ямагата Масакагэ оставалось лишь совершить сэппуку).
 

 

  За 11-й ход ничего не произошло (ибо вновь первым же маркером активации стал маркер «Конец хода»). Как оказалось, это было затишье перед бурей.


  12-й ход. Воодушевленные успехом битвы при Ибараки войска Нобунага во главе со своим лидером приступили к штурму считавшейся в то время неприступной цитадели Исияма Хонгандзи (не зря это единственный замок/монастырь в игре, имеющий показатель «защиты» «3»). Результат штурма превзошел самые мрачные опасения нападавших и самые радужные надежды защитников: из 6 бросков, предпринятых оборонявшимися, цели достигли все 6: почти половина армии Нобунага разбилась о стены великой крепости при первом же штурме. Потери среди защитников были невелики. Атакующие дрогнули.


  Активировались Икко-икки. Сейчас или никогда! Вспомнив о находившейся теперь в его распоряжении «кукле Дарума», антинобунагский игрок подстраховал себя последовательностью долгожданных активаций, и сделал бросок на движении Икко-икки… «4»! Это позволило одному из отрядов Икко-икки перекрыть единственную артерию, снабжавшую Нобунага – многострадальный замок Ибараки, в то время как получивший подкрепления из южных областей гарнизон Исияма Хонгандзи вышел за стены и вынудил Нобунага, не имевшего теперь возможности к отступлению, принять решающий бой.


  Битва была жаркой. В конце концов, две «6», выброшенные при очередной атаке Икко-икки, решили исход боя. Огромная армия Нобунага всего за один ход перестала существовать. «Непобедимый» Ода Нобунага, осознав свое полное поражение, совершил сэппуку.
 

 

  Поистине символичной можно считать гибель величайшего ниспровергателя вековых устоев, коим был Ода Нобунага, в битве, в которой ему по стечению обстоятельств противостоял последний хранитель традиций распавшегося сёгуната Муромати, Асикага Ёсиаки.

  В качестве эпилога хочется повторить слова, сказанные после партии игроком, игравшим за Нобунага: «Жаль! Нет - не что я проиграл, а что Нобунага погиб! И что партия закончилась!». Лучше об этой игре и не скажешь.
 

 

 

 

 

  Автор – Владимир Филиппов, Москва, 2012

  Примечание ­ proWargames.

  Владимир рекомендует для ознакомлен­ия с событиями отображёнными в игре следующую книгу.

  Й. П. Ламерс «Японский тиран. Новый взгляд на японского полководца Ода Нобунага.» Издательство «Евразия», 2012 год