военная игра военные игры настольная игра настольные игры настольная военная игра настольные военные игры семейная игра семейные игры игровая система игровые системы интеллектуальная игра интеллектуальные игры серия игр серии игр варгейм варгеймы настольный варгейм настольные варгеймы классический варгейм классические варгеймы гексагон гексагоны гексагональный варгейм гексагональные варгеймы

prowargames

Этот сайт посвящен военным играм и военной истории

Лучше с разрешением экрана 1280 Х 800

игры и, как их достать

форум

статьи

статьи

форум

статьи

 
 

Реформация: Начало
 

 

 

“95 тезисов” написанные Мартином Лютером и вывешенные 31 октября 1517 г. на двери Замковой церкви в Виттенберге. От этого документа отсчитывается начало Реформации и история протестантизма.

 

  В далеком 2006 году гейм дизайнер Эд Бич (Ed Beach), до того момента известный в узком кругу несколькими играми на тему Гражданской войны в Америке, при поддержке GMT Games выпустил игру Here I Stand (далее я буду использовать аббревиатуру HIS). Игра произвела эффект разорвавшейся бомбы в варгеймерском и настольном сообществе. Только за 2006 год она собрала немалый урожай наград, среди которых премии Чарльза Робертса и Вальтера Хааса. А в 2010 году игра победила в двух номинациях премии Лучшая игра десятилетия на сайте BoardGameGeek. И это я не говорю о всяческих номинациях и прочих регалиях, а так же почти не упоминаю о том, что вот уже сколько лет игра крепко держится в сотне лучших игр в том же рейтинге BGG. Ну и, несомненно, стоит упомянуть о том, что игра в 2010 году была успешно переиздана, что тоже говорит о многом.
 

Генрих VIII Тюдор

Карл V Габсбург

Франциск I Валуа

Мартин Лютер

Лев X

Сулейман I Великолепный

 

Изначальные правители игровых сторон

 

  «Все это ж-ж-ж-ж не спроста…», как говаривал один персонаж детских книжек. Именно такие мысли бродили у меня в 2008 году, когда я впервые прочитал русскоязычный отчет о партии в эту игру. Тогда я еще не был знаком с настольными варгеймами, и очень слабо представлял себе как они выглядят и на что они должны быть похожи. Но уже тогда я был фанатом серии компьютерных игр Europa Universalis, а она, как известно, тоже основана на настольной игре. Вот именно в этот момент меня и «переклинило». Вспоминая многочасовые партии в EU, с холодным бездушным компьютерным оппонентом, очень хотелось простого человеческого коварства и вероломства.

 

  И вот отчет был прочтен, и мозаика сложилась в одну простую и красивую картину «HIS - то, что нужно!». К середине 2009 года я окончательно созрел в этом мнении, и игра, которую к тому моменту уже нельзя было купить в свободной продаже, была приобретена с рук через торговую площадку BGG. Я уже знал, что в природе существует перевод правил (за что низкий поклон Игорю Лукьянову и Андрею Шлепову), что в моем понимании должно было облегчить освоение этой игры…
 

  Что же представляла собой эта игра (я все же буду называть ее игрой, а не симуляцией, поскольку механики, используемые в игре, не позволяют говорить о высокой степени историчности некоторых игровых элементов. Но если у кого-то вдруг появится желание обсудить разницу между игрой и симуляцией в данном конкретном случае, то буду рад вашим письмам). В первую очередь стоит обратиться к исторической составляющей игры.
 

 

Вот так выглядит игровой процесс

 

  Игровой промежуток времени лежит между 1517-1555 годами, периодом зарождения Реформации в Западной Европе с момента оформления Лютером своих тезисов по год заключения Аугсбургского религиозного мира. Именно это время подарило истории таких личностей как Мартин Лютер, Карл V Габсбург, Генрих VIII Тюдор, Павел III, Франциск I, Сулейман Великолепный, Андреа Дориа, Себастьян Кабот, Хайр-ад-Дин Барбаросса, Никколо Макиавелли, Коперник… И это далеко не весь список тех людей чьими действиями творилась эпоха.


  А времена то были очень неспокойные, тут и вереница Итальянских войн с разграблением Рима, пик активности Берберских пиратов, череда военных конфликтов Англии и Франции, усмирение Габсбургами германских протестантов, исследования Нового света и многое-многое другое. Как следствие очень интересный и насыщенный событиями период.
 

  Как же это все можно свести в одну коробку, спросите вы? С легкостью! Ответит вам любой, кому уже удалось хотя бы раз сыграть в эту замечательную игру.


  Итак, основная механика, заложенная в игру – Card Driven Game, то есть игра с карточным движком. Каждый ход игроки получают на руки некоторое количество карточек, зависящее от степени успеха игрока в геополитических или религиозных делах вверенного ему государства. Во время игры, карточки можно использовать либо как событие, либо как очки, указанные на ней. Всего в игре 5 типов карточек:
 

1. Обязательные. Их нельзя удерживать на руках на следующий ход. Если карта такая приходит в руку, она обязана быть сыграна, как событие, даже если оно вредит играющему. Пример такой карты – неоднократная смена Пап. Тут и Климент VII и Павел III…
2. Карточки ответной реакции. Единственные карточки, позволяющие сыграть событие не во время своего хода. Типичный пример – Подагра, карточка отменяющее движение армии, возглавляемой лидером.
3. Боевые карточки. Их можно играть во время боя, для получения определенных бонусов. Так например, карточка Аркебузиры, позволяющая во время боя получить два дополнительных броска кубика.
4. Домашние. Это специальные 1-2 карточки, что имеются каждый ход на руках у игрока. Несут в себе специальные бонусы полезные только его стране. Так например у Англичан карточка позволяющая либо развестись самостоятельно с очередной женой, либо вероломно объявить кому-то войну без траты очков во время игры (в обычное время это делать можно только в фазу дипломатии, сбросив карточку с определенным числом очков)
5. Обычные карточки. Все остальные, не имеющие отличительных маркировок.
 

 

 Вот так выглядят карточки в этой игре.


  Как и в прочих играх на этой механике в игре присутствует определенная заскриптованность. Это проявляется в Обязательных событиях, а так же «одноразовых» карточек (которые играются как событие и обязаны быть удалены из игры после этого). Однако это почти не мешает ей, а лишь добавляет определенный шарм. В игре присутствует ряд событий, которые должны произойти обязательно даже несмотря на то, что они не были сыграны ранее – Шмалькальденская лига, Берберские пираты, смерть папы Льва X и т.д.


  Стоит обязательно упомянуть, что игра изначально была рассчитана на 3-6 человек, и уже позднее в журнале c3i было выпущено дополнение - специальная колода карт, позволяющая играть вдвоем (к слову в переиздании от 2010 года эта дополнительная колода уже присутствует, а вот купить журнал с нею – за гранью фантастики).
 

  Игрокам, перед началом, предстоит определиться, какой из наций они хотят управлять. При полноценной игре (а я рекомендую не лишать себя удовольствия и играть только полным составом в 6 человек) на выбор представлены Династия Габсбургов (Священная Римская Империя и королевство Кастилии и Арагона в одном лице), королевства Английское, Французское, Папское государство, Протестантские течения и образования и Османская Империя. Если все же число игроков меньше, то кому-то придётся взять на себя обязанности по совмещению и управлять сразу 2 странами, что физически сложно. Кстати, в игре присутствуют еще так называемые второстепенные державы, которые по ходу игры могут быть втянуты в военные конфликты и могут стать сателлитами основных государств - Шотландия, Венеция, Венгрия, Генуя.


  В игре присутствует сразу несколько элементов, использование которых позволяет добиться победы.
 

  Первый элемент, безусловно – военное взаимодействие. У каждого игрока присутствует ограниченный набор фишек с цифрами, обозначающими боевой потенциал. Условно единица на фишке соответствует 5000 человек. Все фишки двусторонние – регулярные части и наемники, и только Османы, вместо наемников используют кавалерию, что выгодно отличает их от остальных. Наемники более дешевые, но регулярные части более надежные.

 

 

 Генрих VIII планирует военную кампанию на материке. Габсбурги готовы встретить его в Голландии во всеоружии. На этой фотографии представлены почти все виды военных фишек.


  Ограничение количества фишек обусловлено усредненным представлением о людских ресурсах, на которое могло рассчитывать то или иное государство. Первым по этому показателю являются, естественно Габсбурги, а замыкают список Папство. Что характерно в игре одна из сторон, а именно Протестанты, на начало игры лишены возможности участвовать в военных действиях до образования Шмалькальденской лиги.


  В игре присутствует три вида «военных» фишек: сухопутные войска, морские силы и генералы. Причем последние есть как морские, так и сухопутные.
 

  Боевая система в игре проста и далека от историчности. При сражении двух армий каждая подсчитывает боевой потенциал, плюсует к нему боевой рейтинг генерала и бросает столько кубиков. При каждой 5 и 6 происходит «хит» и противник теряет часть. Конечно, не все так просто, есть куча усложняющих бой моментов – уклонения, перехваты, штурмы и осады. Но, в общем и целом, данный элемент сводится к броскам кубиков. И тут уж ничего не поделать – случайности тут разгуляться есть где. 100 тысячная армия, что не может взять город, обороняемый 10 тысячами вполне себе штатная ситуация. Так что если броски кубиков не ваше любимое занятие и они вам не отвечают взаимностью, необходимо искать себя в других предоставляемых игрой возможностях.


  Следующим важным элементом игры является дипломатия. Пожалуй, не будь ее, игра бы могла кануть в лета и остаться безвестным середнячком, но она есть и это здорово отличает ее от других. Итак, дипломатия в этой игре натуральная. В определенную фазу, перед началом своего хода, проверив выданные карточки, игроки начинают плести интриги. В этот момент позволяется уединяться для приватных переговоров, строить многоуровневые заговоры, заключать альянсы, умолять о мире и вообще приятно вести беседу. Опыт игры подсказывает, что добрая половина хода уходит именно на эту фазу. Естественно, что при игре втроем или вчетвером игра теряет свой шарм и этот элемент сжимается, а то и вовсе пропадает. Потому опять же рекомендую игру ПОЛНЫМ составом.
 

 

В таком виде фаза дипломатии приобретает новые оттенки


  Было бы удивительно в игре с упоминанием на коробке Религиозных войн, отсутствие самой религии, как игрового элемента. По сути своей данный элемент представляет собой игру в игре. Игрок за Протестантов всю игру занят всю первую половину игры тем, что распространяет свою веру в Европе. А противостоят ему в этом…


  Вот тут то и кроется малая загвоздка, а точнее проблема данной игры. Участие в этой игре в игре принимают только два человека игрок за Протестантов и игрок за Папское государство. Первый обращает в области на карте в протестантскую веру, а второй обратно возвращает их в лоно католической церкви по тому же принципу, что и в бою (количество кубиков зависит от числа прилегающих областей исповедующих ту же религию) Кубики бросает и Протестант и Папа, кто выбросил больше хитов, тот соответственно и добился успеха в своих действиях. Изредка этот процесс разбавляется теологическими диспутами – у каждого из этих двух игроков есть набор теологов, которые могут вызывать на диспут соперника по вере. Принцип определения победителя тот же, только зависит он от уровня и бонусов участника. В случае победы католического теолога есть шанс сжечь на костре оппонента, а протестанты в свою очередь имеют шанс прилюдно опозорить папских теологов.


  В чем же сложность скажете вы. А сложность в том, что эта религиозная возня интересна только 2 игрокам из 6. Наблюдать за ней остальным 4 нет почти никакого смысла, хотя на более поздних этапах игры игрок за Англию включается в процесс продвижения Реформации в своей стране, поскольку это может принести ему отдельные победные очки. Остальные же… Остальные порой вынуждены с тоской наблюдать за безостановочными бросками кубиков рядом, в которых они уже давно запутались.
 

 

Вот она многострадальная Германия. Вот эти желтые шестиугольники являются индикатором политического контроля территории Габсбургами. До образования Шмалькальденской лиги, здесь протестанты могут только переворачивать фишки на сторону с белым кантом, показывающим, что область исповедует протестантизм.


  Потому будем откровенны, религия серьёзно тормозит данную игру, поднимая даунтайм достаточно серьёзно. По своему опыту нередко бывали случаи, когда игроки начинают следующий ход, пока Папа и Протестант решаются на очередную битву за души в областях, а когда очередь доходит вновь до них, оказывается, что они еще предыдущий ход не закончили. Поэтому на роль протестанта я рекомендовал бы самого «шустрого» и быстро считающего, а так же обязательное требование к нему – хорошее знание правил религиозной борьбы.


  Единственным светлым моментом, за которым наблюдают с интересом все игроки это теологические диспуты. Они достаточно скоротечны, а результаты порой занимательны.
 

  Игровой диссонанс, скажете вы. Частично соглашусь с вами, но только частично. В самом худшем раскладе все это длится до 4 хода, когда в обязательном порядке происходит образование Шмалькальденской лиги и Протестанты обретают государственность и как следствие у испанцев появляются цели для мощи их армии. И вот тут то уже Протестанту приходится серьезно вертеться и начинать вникать во все перипетии европейской жизни, чтобы привлечь к себе на помощь соседей.


  Еще один игровой элемент это исследования Нового света. 3 из 6 игроков могут отправлять экспедиции в новый свет для совершения открытий и получения за это победных очков и игровых бонусов. Тут особо сказать нечего. Игроки отправляют в плавание исследователей или завоевателей и формируют колонии в Новом свете, а в начале каждого хода определяют получают ли они за это бонусы или нет.


  Пожалуй, это все крупные элементы игры. Не много скажете вы? А вот и нет. Почти у каждой страны-участника есть еще несколько специфичных только для нее способов получить победные очки – Английский король в процессе игры все пытается родить себе здорового сына-наследника, Французский король строит шато и покровительствует Возрождению всеми силами, Папа строит Базилики Святого Петра, Осман пиратствует на морских просторах. Вот только Габсбурги и Протестанты обделены особенными действиями, но совсем не обделены в игровом плане.


  Давайте посмотрим на стороны с позиции силы и потенциала к победе (данная статистика взята исключительно из личного опыта игры, и возможно не совпадает с общей):
 

1. Священная Римская Империя в лице династии Габсбургов на начало игры управляемая Карлом V. Здесь все достаточно просто – самая сильная армия, самая большая рука на протяжении всей игры. И самые большие перспективы стать жандармом Европы. На морях Габсбурги практически единственные, кто встает на пути к победе у Османов, жиреющих на добытых пиратством Победных очках. После Шмалькальденской лиги, у Габсбургов появляется легитимный повод вести войну с протестантами. Дело в том, что они единственные, кроме самих протестантов, кто получает победные очки за политический контроль над германскими курфюршествами. И главное до этого момента успеть замириться с Англией и Францией, которые рано или поздно все равно да ввяжутся в рукопашную с Габсбургами. Так же не дают покоя Османы на востоке. В общем для игроков, кто любит много воевать и четко понимает к чему могут привести те или иные действия это идеальная игровая сторона.
2. Османы. Вторые по солидности размера руки. Имеют в своем арсенале неподкупную и многочисленную армию, однако являются лидерами по количеству возможных заграничных войн, которые в то время вела Османская империя. Туда регулярно приходится отправлять войска и тратить ресурсы на их прекращение, что серьезно подрывает их потенциал. Так же Османы могут получать Победные очки или новые карты от пиратства, и если Габсбург позволяет ему это делать, остановить движение Османов к победе практически невозможно.
3. Англичане. Англия всегда имела преимущество в своем расположении – имея солидный флот, можно даже почти не иметь большой армии. Именно это играет с англичанами злую шутку. Для военной победы им необходимо расширяться, а все области для расширения на материке, за исключением Шотландии, но за нее почти всегда «вписывается» Франция (делая ее своим сателлитом), что моментально приводит к началу войны. Как я писал выше, история Генриха VIII Тюдора хорошо вплетена в игру – король все время разводится и совершает броски по таблице рождения в ожидании здорового наследника. Основные соперники в игре это или Французы или Габсбурги, а то и оба сразу, но это допускать нельзя ни в коем случае иначе вас и на острове достанут и «принудят» к миру. Еще один маленький источник получения победных очков – распространение протестантизма в Англии. Ближе к концу игры, игрок сам может проводить религиозную борьбу, если захочет быстро добрать несколько очков.
4. Французы. Несчастная страна на перекрестке всех дорог. Враги кругом, расслабляться нельзя ни на секунду, куда ни начни развиваться, везде будешь втянут в войну, а границы у Франции очень обширные, а враги по большей части очень мобильные. Потому с выбором противника не стоит торопиться, а лучше обзавестись крепкой дружбой с кем то из соседей и уже «гуртом»… Еще один источник дохода победных очков – покровительство искусствам, в виде постройки шато на территории Франции. Играть за Французов сложно, как и выиграть, но тем интереснее становится игра за них!
5. Папа. Это такая одиозная личность, к которой я даже не могу придумать нужных эпитетов. Это генерал без армии и дипломат без портфеля в одном лице. Играть за Папу безумно забавно. Вас почти все время никто не воспринимает всерьез – у вас почти нет армии, и нет генералов, которые могли бы ее куда-то привести. Единственным оружием Папы является Отлучение. В игре, когда карточки главный ресурс, угроза лишить этого ресурса достаточно весома, хотя и не критична. Папа – главный интриган. Без этого выиграть ему почти невозможно. Главное вовремя договориться с нужными людьми, а там глядишь и Италию от захватчиков втихую освободить можно, и даже во Франции десант организовать. Но главной задачей Папы, безусловно, является противостояние Протестантам. Ну и на сладкое, чтобы жизнь совсем не казалась пресной, есть возможность зарабатывать победные очки, строительством Базилики Святого Петра.
6. Протестанты. Тут особо и сказать нечего. Все уже сказано выше в разделе о религии. Игрок за протестантов должен быть морально готов играть именно в эту часть игры, и только позже присоединиться ко всем остальным. Ну и главный залог хорошей игры для Протестанта – хороший Папа, закадычный враг.
 

  Что же мы имеем в итоге? Если разобрать игру на отдельные составляющие, то можем получить достаточно посредственный продукт. Но все вместе это представляет собой интересный крепкий сплав, который понравится не только фанатам эпохи, но и людям, узнавшим из этой игры о том, что Мартин Лютер это не только афроамериканский проповедник.


  Мой вам совет хотя бы раз сыграйте в эту игру полным составом! Я уверен, вы не пожалеете! За все время, в нашей игровой группе через HIS прошло порядка 10-12 человек. Из них игра не понравилась только одному – ярому фанату компьютерных игр. Все остальные неоднократно изъявляли желание сыграть еще раз.
За три прошедших года это была самая часто появляющаяся на нашем столе игра. И вот, спустя 6 лет, автор подготовил подарок для всех фанатов – сиквел игры Virgin Queen. Но об этом я расскажу в следующий раз…


  Буду рад вашим письмам, если найдутся неточности в статье или возникнут вопросы.


Фотографии взяты с сайта boardgamegeek.
 

 

 

Автор - Алексей Пупышев, Тюмень, 2012. Ваши вопросы и пожелания вы можете отправить  на адресс palxin@gmail.com и mail@prowargames.ru . Анонимные письма и письма подписанные интернет-кличками могут остаться без ответа.