военная игра военные игры настольная игра настольные игры настольная военная игра настольные военные игры семейная игра семейные игры игровая система игровые системы интеллектуальная игра интеллектуальные игры серия игр серии игр варгейм варгеймы настольный варгейм настольные варгеймы классический варгейм классические варгеймы гексагон гексагоны гексагональный варгейм гексагональные варгеймы

prowargames

Этот сайт посвящен военным играм и военной истории

Лучше с разрешением экрана 1280 Х 800

игры и, как их достать

форум

форум

статьи

статьи

форум

статьи

 
 

Reds!
 

 

 

  В июне 2012 года вышло уже второе издание игры о Гражданской войне в России происходившкй с 1918 по 1921 год. Первое издание было аж в 2001 году. Это творение Теда Рэйсера (Ted S. Racer) даже спустя 11 лет было поддержано предзаказами, что позволило продлить жизнь этой интересной игре по такой болезненной для нашей страны теме. Игра вышла практически без изменений.
 

  Когда я увидел впервые Reds! в клубе Prowargames (спасибо, Игорь!) с первоначальной расстановкой сил Красных и Белых на карте на момент августа 1918 года , вспомнил какая «каша» у меня в знаниях по этому периоду, разглядел саму карту, с некоторой радостью увидев название своего города, что бывает в играх, мягко скажем, не часто, и понял – игра должна быть у меня. Здесь и войска Колчака, и Деникина (Врангеля), и иностранные интервенты – все основные участники Белого движения. Игра была призвана познакомить игроков как с дислокацией войск, так и с основными проблемами, с которыми сталкивались обе стороны в этой страшной войне. И почему Красным удалось одержать верх.


  Благо, GMT уже открыли предзаказ, и мне оставалось только подождать, когда ответы на эти вопросы предстанут у меня перед глазами
 

 

 

 

  Содержимое этой увлекательной игры достаточно скромное. 1,5 листа с фишками (производитель именно так и пишет в спецификации к игре), буклет с правилами, пара листков помощи игрокам, ну и 2 таких замечательных кубика.


  Немного расскажу про саму карту, и приступлю к обзору игры. Карта сделана ну просто замечательно. Лаконичные цвета, удобное расположение треков, необходимые подсказки игрокам – все это сделано отлично и в духе ее создателя Марка Симонича (Mark Simonitch). Это уже второе его творение, покорившее меня. Первой поразившей меня была карта игры «The Caucasus Campaign: The Russo-German War in the Caucasus, 1942» от GMT Games. Невероятно удобная и красивая карта в той игре, практически большая часть правил была на ней указана, и буклет правил открывался мной только в случае спорных вопросов по механике битв. В «Reds!» карта нарисована более 10 лет назад, а до сих пор остается одним из примеров для подражания другим дизайнерам. Разумеется, это мое наискромнейшее мнение.
 

 

Вот такая замечательная карта


  Карта изображает западную половину России, страны Прибалтики, Туркестан (ныне Туркмения и Узбекистан), Польшу, Украину, страны Кавказа (Армения, Грузия, Азербайджан -названные автором игры Trans. Caucasus), и заметные части 4 морей. Кроме таблицы результатов боя (Combat Result Table), специальных зон (Holding Box) для хранения фишек отрядов, могущих вступить в игру при наступлении случайного события, таблицы влияния местности (Terrain Effect Chart) нанесены три «трека».


  Трек записи хода игры (на рисунке под №1), на котором отмечаем маркером номер текущего хода (Game Turn Record Track). Впрочем, удобно прямо на треке, на соответствующей ячейке грядущего хода установить фишки частей, которые должны прибыть в качестве подкрепления на этом ходу. Просто чтобы не забыть ни про кого в горячке боя.


  Для отмечания числа заработанных ресурсов обеими сторонами служит, соответственно, трек ресурсов (Resource Track). На изображении карты отмечен цифрой 2. Подсчитываются ресурсы просто – кол-во «ресурсных» городов (гекс такого города, обведен более толстой белой линией), захваченные каждой стороной. И еще один ресурс добавляется той стороне, которая владеет «имперским/народным золотом» (Imperial\People’s Gold). В зависимости от владельца «золотишка», и название у него соответствующее. Хотя обе стороны нуждаются в нем с похожими целями. «Для ведения войны нужны три вещи — деньги, деньги и ещё раз деньги», - было сказано Раймондо Монтекукколи еще в XVII веке. «Народу» эти богатства точно не достанутся. В начальной расстановке у Красных 5 ресурсов за счет владения Москвой, Петроградом, Царицыным (ныне Волгоград), Тулой и «народным золотом». Белыми оккупированы только Ижевск и Симбирск (ныне город Ульяновск), и поэтому имеют только 2 ресурса.


  Очки ресурсов нужны обеим сторонам. Красным – чтобы получать больше подкреплений каждый стратегический ход. Белым – чтобы иностранные интервенты (Allied Intervention Force – AIF) не сбежали из России, бросив белое движение на произвол судьбы. Начиная со стратегического хода С идет проверка – не меньше ли ресурсов у Белых, чем ожидается? Например, в ход С ожидается 3 ресурса. Если у Белых их меньше – то начинается сначала малый отвод сил интервентов (Minor Allied Withdrawal), что приводит к некоторому уменьшению помощи со стороны союзников в виде вывода некоторых отрядов из игры. Если при следующей проверке соответствия ожидания союзников и реального количестве ресурсов выяснится, что интервенты снова разочарованы, то происходит полный отвод всех иностранных войск и ряд других жестких мер, после которых белые фактически обречены.
 

 

 

  Треком под номером 3 является Red Army High Command. В нем игрок за Красных может расставлять Лидеров, появившегося у него благодаря случайному событию, тест на которое проводится в соответствующей фазе.


  Расставляю войска как требуют правила, выставляю гарнизоны в города согласно указанных гексов. Далее ставим маркеры контроля за городами для каждой стороны. По ошибке поставил под контроль Красных страны Закавказья. Они на самом деле начинают игру как нейтральные.
 

 

  Красным-красно. Но белое движение отказывается с этим смириться. Если присмотреться к Game Turn Record Track, то можно заметить, какое солидное пополнение ждет Белых на стратегическом ходу B. Но до него еще надо дожить.

 

 

  Та же самая расстановка в Сибири, но только более укрупнено.

 

 

  Диспозиция сил в Азии не предвещает бурного развития событий.

 

Судьба царя (The Fate of the Tsar)


  Первым делом необходимо бросить кубик для теста cудьбы царя Николая II. Если выпадет «1», то царь выживет, и может принести пользу, вдохновляя белогвардейские части, позволяя им с большей вероятностью переформироваться (переворачивать фишки со «слабой» стороны на «сильную», в фазу Логистики, White/Red Rally Step). Увы, и на этот раз царь не спасся.


Ход 1. I Фаза определения инициативы(Initiative Determination Phase).


  На первом ходу инициатива правилами жестко закреплена за Белыми. Но в дальнейшем будем поступать просто. Бросаем по 1 кубику за обе стороны. У кого больше значение – у того и инициатива. У Красных возможен модификатор +1 к броску на инициативу, если у них есть Лидер в поле Field Staff трека Red Army High Command. Инициативный игрок может выбрать маркер нужного ему фронта (Красные) или фракции (Белые), которая начнет ход первой. Маркеры остальных фронтов/фракций вытягиваются в случайном порядке. Этим автор показывает хаос и проблемы взаимодействия стратегического уровня у обеих сторон.
 

 

 

 

Ход 1.II Фаза случайных событий (Random Events Phase)


  Сначала «неинициативный» игрок бросает 2 кубика, затем игрок с инициативой. Результаты сверяют с таблицей случайных событий. Красным выпало событие «Лидер». Из стопки фишек с красными командирами вытягиваем не глядя Фрунзе. Теперь есть 2 варианта размещения Лидера. Либо назначить в поле Field Staff (см. выше зачем он та нужен), либо бросить кубик на случайное размещение в поле одного из фронтов. Что позволит всегда (пока лидер есть) маркер этого фронта класть в чашку для случайного вытягивания и активации. Чуть позже подробнее расскажу о формировании пула активации маркеров фронтов/фракций для каждой из сторон. Красные приняли решение поставить Фрунзе в Field Staff, чтобы иметь больше шансов на инициативу в последующих ходах.
 

 

 

  Белым случайные события принесли бронепоезд. Имеет 1 силу (Manpower) и модификатор атаки +2. Очень полезная в атаке вещь. Разумеется, если атака идет вдоль рельсов.

 

 

 

Ход 1.IV Фаза стратегического движения ( Strategic Movement Phase)


  Сначала игрок без инициативы, а затем игрок с инициативой двигают ограниченное правилами число войск по железнодорожным путям, рекам (не в зимний период), морям (если море под контролем игрока, совершающего морское движение) на любое расстояние. Главное требование – на пути не должно быть вражеских войск и их зон контроля. На 1-ом ходу эта фаза пропускается.


Ход 1.IV-C Фаза Красного поезда (Red Train Step)


  Красные могут двигать маркер «Red Train» по железнодорожным путям, не блокированным противником, куда им нужно. Это знаменитый «Красный поезд» Льва Троцкого, на котором он ездил с агитацией по стране. Позволяет сей маркер автоматически перевернуть фишки на «сильную» сторону в гексе с Красным поездом или в соседних с ним гексах. Серьезное неудобство создают для противника постоянно воодушевляемые лидером войска.
 

  На 1-ом ходу перемещения маркера «Red Train» также не происходит.


Ход 1.V Фаза действия (Action Phase)


  В этой фазе проводится создание пула маркеров фронтов\фракций (проше говоря, их загрузка в чашку, из которой вслепую достаем маркеры, кроме одного «активного», назначенного заранее «инициативным» игроком), оперативное движение войск выбранного фронта\фракций и вступление ими в бой, далее проводим случайный выбор следующего маркера фронта\фракции и повторяем оперативное движение и проводим бои уже с этими войсками. Повторяем эти действия со всеми остальными маркерами из пула, пока чашка не опустеет.


  Если вытягиваем маркер Логистики (Logistic Chit),

то проверяем войска на наличие снабжения и проводим попытки реорганизовать войска в статусе“Disordered”,

т.е перевернуть со «слабой» стороны на «сильную». Далее расскажу чуть подробнее
 

 

 

 

Ход 1.V-A Сегмент командования (Command Segment)


  A) Сначала игроки определяют, какие маркеры им доступны. Белым до хода B доступны маркеры фракций «ASFR» (Вооруженные силы Южной России под командованием Деникина), «AIF» (интервенты), «Siberian» («колчаковцы»), «North&Islamic” (объединенный маркер для войск северной части страны и Туркестанского театра боевых действий). После хода B Белые получат маркер «Polish” (польские войска) и “North West” (Северо-Западная фракция).


  Красные могут выбрать маркер «Field Staff” (маркер, позволяющий активировать любой фронт, который еще не вступал в игру на текущем ходу), маркеры фронтов, имеющие лидеров, а также еще 2 маркера, не имеющих лидеров. Т.е. ситуация, когда Красные за 1 ход смогут «подвигать» все свои войска крайне редка.
 

  На этом ходу Красные выбрали для пула маркеры «Field Staff”, “East” и “South».
 

  Т.к. Белые имеют инициативу, то они выбирают маркер “Siberian”.
 

  Остальные выбранные маркеры Белых и Красных кладем в чашку, к ним добавляем маркер Логистики.


  Поехали!


  Ход 1.V-B Сегмент активации активным игроков (Initiative Activation Segment)


  Белые активируют выбранный выше маркер “Siberian”. И начинаются первые оперативные движения Сибирских полков. Цель – захват запасов «народного» золота, неосмотрительно оставленного большевиками в Казани. На следующем рисунке указаны условные обозначения, которые будут применяться на рисунках для пояснений действий войск.
 

 

  1 Чехословакская дивизия подошла к Перми с юга с целью отрезать от снабжения армию, квартирующую в городе и имеющую статус Disordered. Чтобы она не имела возможности восстановиться при проведении логистической фазы.


  Одновременно войска из Симбирска подошли с двух сторон к Казани, чтобы избежать отрицательных сдвигов по таблице боя из-за рек. Т.к. Казань стоит на 2-х реках, то и атаковать следует вдоль обоих рек.


  Проводим атаки по завершении движения всех войск фракции “Siberian”. Белые взяли Казань! И золото снова стало «имперским». Красная Армия понесла первые потери, потеряв гарнизон, оборонявший Казань.


  Уменьшаем на треке ресурсов Красным на 1, а Белым увеличиваем на 1.
 

 

 

Ход 1.V-C Сегмент случайных активаций (Random Activation Segment)


  Теперь начинаем извлекать, зажмурив глаза, маркеры из чашки. Выскочил маркер Красных “East”.
 

  Восточный фронт активирован, теперь Красные могут дать достойный отпор наглой выходке «беляков», захвативших «народное достояние».


  3 армии Красных (из них одна дезорганизованная “Disordered”) подошли к Казани и атаковали.
 

 

 

 

 

 

  Белые несут потери при атаке и дополнительные потери за отступления через гекс с вражеской зоной контроля. В итоге одно из формирований Комитета членов Всероссийского учредительного собрания (Комуч – Komuch’s People) уничтожено и уходит в безвозвратные потери. Круг в правом верхнем углу фишки говорит о том, что такие части не восстанавливаются.


  2-я Чехословакская дивизия с потерями отступила в Симбирск. Причины неудач были проанализированы в штабе Каппеля, и пришли к выводу, что с Красной армией «в лоб» драться нельзя. Каждая их армия имеет силу 4( Manpower), а белогвардейские части не имеют больше 2. И даже в дезорганизованном виде Красные очень мощны: сила равная 4 сохраняется, модификатор атаки становится = 0, а защиты всего лишь минус 1. У Белых дезорганизованная часть имеет более серьезные отрицательные модификаторы, что усугубляет ситуацию.


  Плюсом для Белых является то, что пределом группирования войск в одном гексе является суммарный Manpower = 6. Т.е. Красные не могут сконцентрировать в 1 гексе более 1 армии, если у этого фронта нет лидера в Red Army High Command. Тогда возможно увеличения порога стека до 9, т.е. 2 красноармейские части.
Группирование хорошо тем, что при расчете результатов битвы бросается кубик, и его значение умножается на число участвующих в битве частей. Т.е. при обороне гекса выгодно скучивать армии.


  Вкратце по формуле битвы. Сначала находится суммарный Manpower атакующих, затем то же для обороняющих. Находим пропорцию силы «атака/оборона» с округлением в пользу обороняющихся. Находим колонку в таблице боя с этой пропорцией. Учитываем сдвиги влево при штурме городов, атаке гексов с рекой.
Затем бросаем по кубику за атаку и оборону, соответсвующие значения умножаем на кол-во частей, участвующих в бою. К полученному произведению добавляем модификаторы соответсвенно атаки или обороны, указанные на фишках. Разница между итоговыми модификаторами атакующих и обороняющихся показывает на строку в таблице боя. На пересечении столбца и строки черным по белому указан результат битвы. Все просто.


  Как видно, Казань атаковалась с суммарным Manpower (4*3=12). У Белых Manpower был (2+1)=3. Итого 12/3=4:1. Находим колонку, и делаем сдвиг по таблице влево на 3:1 из-за того, что Красные атаковали только вдоль 1-ой реки. Вторая река дала сдвиг. Именно этот город сдвига не дает, потому что Казань имеет статус “Red city”. Сдвиг в обороне город дает, только если обороняют его Красные части. И если в городе нет белогвардейцев, то город считается оккупированными Красными, хотя по нему только что промаршировали бравые добровольческие освободительные формирования. С помощью случайного события с ненавязчивым названием «Red Terror» Красные могут увеличивать число таких городов. Так сказать, добрым словом и револьвером убеждая всячески поддерживать новую власть.
 

 

 

  Заканчивая рассказывать о механике боя, скажу что суммарные модификаторы и пропорция силы Красных привели к отступлению Белых из Казани со всеми описанными выше последствиями. Значение кубика красных умножалось на 3 (3 части у атакующих) +3 +3 + 0 (значения на фишках) модификатора. Аналогично считалось и для противника, только умножался кубика на 2 (2 части обороняли город)
 

  Простые расчеты, но интересные результаты. После первых пары боев запоминается механика легко.


  Не забываем подвинуть маркеры на треке ресурсов в соответствии с ситуацией.


  «И вновь пpодолжается бой, и сеpдцу тpевожно в гpуди…» Следующий маркер – “South”. Везет коммунистам.
 

 

 

  Первым делом командование Южного фронта решило уничтожить Терекских казаков, чтобы не иметь в тылу у себя сюрпризов. Силами 2 армий им удалось нанести поражение казацкой части, и так как ей отступать было некуда (в море нельзя никогда, на Кавказские земли пока не разрешено) часть полностью уничтожена. Вернуться она на войну теоретически может в фазу пополнений, т.к. фишка не имеет круглой метки «безвозвратности».



  Следующим этапом маркер “Logistics” предлагает провести проверку сначала войск Белых, а затем Красных на наличие снабжения и дает возможность реорганизовать части в статусе “Disordered”. Для каждой части проверяем, есть ли прямая связь, не прерванная вражескими отрядами или из зонами контроля, посредством железных дорог и/или рек от нее до источника снабжения. Части разрешается стоять в гексагоне соседнем от гекса с железной дорогой или рекой и считаться снабжаемой. Если организованная часть не имеет снабжения, то получает статус “Out of Supply” и переворачивается на «слабую» сторону. Если дезорганизованная часть в снабжении, то бросаем кубик. Если значение кубика 1-2, то Красная или Белая часть может стать снова «сильной». Для вооруженных сил интервентов есть послабление – результат должен быть равен 1-3.
 

 


  Броски кубика за Белых были удачные - Корниловцы и ряд других частей смогли реорганизоваться. Впрочем, у Красных тоже появились полностью боеспособные части.


  Красные армии, только что доблестно уничтожившие казаков с Терека, остались без снабжения: Ж\д дорога, на которой они находятся, «перерезана» корниловцами. А до Волги аж целых 3 гекса. Остаются эти войска в дезорганизованном состоянии. И бродить они могут в таком состоянии хоть до конца игры, если не дойдут до линии снабжения. И больше никаких санкций к таким войскам применено не будет. Даже если части без снабжения будут вести непрерывные бои при этом. Несколько странно выглядит. Чем кормить солдат, где брать патроны? Как сохранять моральный дух и боеспособность отрезанных от своих войск? Вечно «обирать» местное население не получится, боевые части превратятся в неуправляемую банду и попросту разбегутся. Но авторы не стали усложнять игру. Ну раз так, значит - так


  Сейчас немного о том, чего мне не хватает в Reds!. Это так называемой Attriction Table, Во многих играх отрезанные от снабжения войска проверяются на сохранение боеспособности. В принципе, это правильно. Целая армия может перестать существовать как боевая сила без единого выстрела, если не будет иметь жизненно необходимых коммуникаций. В принципе, можно попробовать внести это правило в «хоумрул». «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо».


  Следующий маркер передал ход интервентам. Иностранные части двинулись по направлению к Вологде и Петрограду



  Ход переходит к Красным из-за маркера “Field Staff”. Красные решают активировать Азиатский Фронт.
 

 


  Альтернатив действий здесь немного. Красные двинули единственную армию на этом фронте для взятия Самарканда. Чтобы перекрыть узкое место между горами и непреодолимой пустыней.



  Впрочем, пришедший в руки Белых маркер “North&Islamic” не особо разнообразил унылый вид центрально-азиатского театра военных действий. Белогвардейцы двинулись также на Самарканд.


  Последний маркер в этому ходу – “ASFR».


  Деникин дает санкцию на подготовку штурма Царицына. Ситуация осложняется тем, что город большевистскими пропагандистами прозван «Красным Верденом», и вся агитационная и репрессивная машина работает на удержание города, запрете любой крамольной мысли об оставлении города окопавшейся здесь армией Красных. Командующий ВСЮР понимает, что придется нелегко, в его распоряжении нет танков, которые могли бы иметь отличный боевой и психологический эффект при атаке позиций противника


  Но его войска обладают тем самым бронепоездом, который получен в начале хода. Поэтому атака вдоль ж/д путей будет поддержана им, что весьма кстати.



  Дерзкий марш-бросок и вступление в бой сходу Донских казаков при поддержке бронепоезда было ошеломительным для противника. Несмотря на неблагоприятные сдвиги за город и реку, удача в виде прекрасного броска кубика и отличная подготовка войск, выраженная в модификаторах, привела к дезорганизации обороняющейся армии в Царицыне. И только титанические усилия комиссаров и вернули дрогнувшую пехоту обратно в окопы.


  Советы не ожидали, что атака будет столь стремительной, не дожидаясь подхода Корнилова и Кубанских казаков. Мало того, теперь надо как-то объяснить Троцкому, что он не сможет попасть в город на своем Красном поезде, чтобы лично воодушевить осажденные войска, т.к. железнодорожный путь на подъезде к Царицыну контролируется казачьими разъездами.



  На этом 1-ый ход закончен



 

 

Ход А Стратегический ход. (Strategic Turn).


  Стратегический ход имеет несколько другую структуру, чем оперативный, т.к. цели у него иные.


I Проверка условия победы (Victory Check Phase)


  Как ясно из названия, проверяем, не достигла ли какая-либо сторона условий победы. Подробнее с условиями победы лучше ознакомиться в правилах. Они зависят от того, играется короткий сценарий (1918-1919 год) или полный (1918-1921). Вкратце, одним из главных условий для победы Белых является взятие Москвы. Кто бы сомневался!


II. Фаза отвода сил союзников. (Allied Withdrawal Phase (Starting Turn C)


  Собственно, как было раньше сказано, интервенты присматриваются каждый ход к ситуации с белым движением, не пора ли «делать ноги». В этот ход А волноваться «белякам» рано.


III. Фаза подкрепления/пополнения (Reinforcement/Replacement Phase)


  Каждая стороны может ввести в бой части, определенные сценарием. Войска могут быть как в полной силе, так дезорганизованными. В данный ход Белым пришла целая армия для фракции Деникина (ASFR). Красным пришло в помощь несколько армий в разном состоянии.


  Белые могут поставить подкрепления в контролируемых ими городах, имеющих связь с источником снабжения, или в самом источнике снабжения. Для ASFR источником снабжения является Новороссийск. Добровольческим силам нужно взять Царицын, поэтому расположили свежие силы в Новочеркасске, чтобы достигнуть осажденного «Красного Вердена» в ближайший ход.


  Красные могут располагать новобранцев также в контролируемых ими городах, находящимся в прямой связи с Москвой. Большевики расставили свои войска, и обе стороны перешли к получению пополнений.


  На этом этапе есть возможность вернуть в бой заново сформированные части, уничтоженные ранее. Белые потеряли части «Komuch’s People» и Терекских казаков. Первые являются безвозвратными потери (кружок на фишке), можно смело убрать их в коробку с игрой. А Терекских казаков можно восстановить только в домашнем гексе (home krug), коим является город Петровск. Но он находится под контролем Красных, поэтому восстановление невозможно. Какое количество уничтоженных частей можно вернуть под свои знамена указано в правилах и в удобной памятке прямо на игровом поле. У Красных уничтоженных армий не было (только гарнизон в Казани, но гарнизоны восстанавливаются в оперативный ход).


Ходы 2-4


  Чтобы перестать утомлять читателя, постараюсь вкратце рассказать о дальнейшем ходе битвы, освещая ключевые моменты войны. Надеюсь, большинство основ механики игры мне удалось донести на примере хода №1.


  Я не буду уже хронологически восстанавливать события, когда чей маркер активирован. А просто изложу стратегические действия сторон.
Бросок на инициативу в ходе №2 был благосклонен к Красным. Но далее их ждал сюрприз. Проверка на случайные события принесла Красным речную флотилию, которую они поспешили выслать в Царицын. Собственно, из всех специальных отрядов (танки, авиация, речная флотилия, бронепоезд) это наиболее слабый отряд. Он добавляет 1 силу (Manpower). И всё! Никаких модификаторов атаки и защиты она не дает. Ну «дареному коню в зубы не смотрят» и на модификаторы тем более.


  Зато Белым удалось благодаря случайным событиям устроить политическую интригу в стане противника (Political Intrigue). Старая школа царской разведки не подкачала и смогла проникнуть в самые верхи командования большевиков, чтобы подбросить компромат на главнокомандующего вооруженными силами товарища Фрунзе. Он был немедленно отстранен от командования. Время на принятие важных решений было утеряно, и инициатива перешла к Белым.


  Резюмирую, данное событие убирает одного из Красных лидеров, если он активен, обратно в пул лидеров. На удивление никого не расстреливают, а даже дают шанс вернуться на пост при срабатывании нужного случайного события в аналогичную фазу в дальнейших ходах.
 

 

  Да! Совсем забыл! Далее, начиная с ходов после оперативного хода B, ведется проверка, какой цвет выбрал Махно на этот раз. Сейчас его на поле нет, он появится как раз в ход B. Дело в том, что в этот ход немцы снимут оккупацию с огромной территории страны, в т.ч. с ресурсных городов Ростов, Екатеринослав, становятся доступными Одесса, Севастополь. Получат свободу разные национальные формирования, и вот такие анархисты как Нестор Махно.


  Принцип выбора цвета флага у него совершенно исторический: «Бей красных, пока не побелеют, бей белых пока не покраснеют». Если ближе к Гуляй-Полю Красные части, то в этот ход на поле выставляет фишка отряда Махно белого цвета, ну и делаем все наоборот, если Белые, то Махно конечно весь из себя борец с ними. Но это будет потом


  Белые перебрасывают одну часть по Белому морю из Кандалакши в Архангельск (стратегическое движение). Красные усиливают группировки Южного и Восточного фронта, перебрасывая подкрепления по железной дороге. Троцкий все еще, надеется что войска в Красном Вердене выстоят, подошедшие подкрепления прорвут блокаду Царицына, и ему удастся примчаться на своем Красном поезде, восстановить порядок в войсках. Поэтому его поезд теперь стоит в нескольких гексах от Царицына.


  Белые выбирают для первой активации фракцию ASFR. Вот он, Царицын, вот-вот падет! Как его не попытаться взять, пока большевики не усилились? Деникин подтянул почти все свои силы под Царицын и наносит удар
 

 

 


  Устоять перед таким напором почти невозможно. И Красный Верден пал!



  Это имело высокий психологический эффект в войсках. Красных можно побеждать, эти полчища могут быть разбиты. Сейчас! Еще серия побед и народ начнет понимать, что старая власть возвращается, поддержит освободителей.



  Красные не остались в долгу и наносят удар по Ижевску, сминая очень неплохой гарнизон с модификаторов +3, что большая редкость. Также армия Красных выступает из Перми и наносит удар по чехословакской дивизии



  Красные флаги развеваются над Ижевском и надо Белым что-то предпринять на этому участке фронта.



  Но сражение под Пермью было не столь радужным для атакующих. Сразу скажу, что атака Красных, и последовавшая авантюрная атака чехословаксого корпуса в 2 ходах привела к тому, что армия Красных была уничтожена, но чехи были дезорганизованы и вынуждены были отойти.



  И под Царицыным не все радужно. «Красные орды» осадили Царицын.



  Незамедлительно Красные проводят атаку на Царицын. Но Белым помогло чудо в виде удачных бросков, и Красные, деморализованные, отступили. Белые незамедлили ответить, ударив по оставшейся под Царицыным 13-ой Армии силами Донских казаков и Корнилова.



  Атака была успешной, и дезорганизованная 13-ая Армия отошла к югу, не забыв при этом сделать пакость, захватив Новочеркасск и отрезав от снабжения царицынскую группировку Белых.


  Если бы до этого части Маркова при поддержке бронепоезда не ушли в сторону Пятигорска с целью уничтожения отрезанных от своих армий Красных, «обидчиков» Терских казаков, то эту блокаду можно было легко прорвать, ударив по отступающим красным частям.



  Тяжелые бои ведутся и северней. Красная Армия атакует Уфу и Симбирск.

 


  Уфа пала, что означает потерю снабжения сибирских войск из Омска. Зато под Симбирском 3 Армии Красных отступили от Симбирска, растратив силы в бесплодных атаках



  А на северном фронте, несмотря на позднюю осень и начало зимы очень жарко. Красная Армия атакует двигавшихся на Вологду войска интервентов. 2 Армии при поддержке знаменитых латышских стрелков (7 Армия переброшена сначала в Петрозаводск из Петрограда по железной дороге, а затем из Петрозаводска совершила марш-бросок)



  Интервенты не выдержали напора, и отступили.



  После логистической фазы Сибирские войска получили «Disordered» статус. Перед командованием встал непростой вопрос, что делать дальше? Не вернув полноценное боевое состояние прорваться через Уфу шансов мало. И было принято решение прорываться….к Москве. По пути уничтожая гарнизоны и дезорганизованные одиночные Армии. Как я уже упоминал, Attriction Table не существует в игре, и вот такие прорывы в глубину частей без снабжения возможны. Позволяет механика, почему бы не воспользоваться.



  Уничтожив ошеломленную армию большевиков в Пензе, командование сибиряков поняло, что план сорван. Они не успеют прорваться в Москву до появления подкреплений в этом городе (на стратегическом ходу), да и могут Красные успеть какую-нибудь армию отправить сначала в город, а затем на следующий ход стратегическим движением перебросить в Москву. И сибиряки приняли решение прорываться к своим.


  Неожиданно сибирские стрелки входят в незащищенную Казань. Жаль, золота в ней уже нет. Его ранее отправили в Москву. Эта традиция живет до сих пор.



  Сибиряки сконцентрировали силы в Казани и Симбирске.



  Под Царицыным «красный поезд» усиленно «промывает мозги», готовясь к следующему штурму города.



 

  Товарищ Бронштейн не зря старался, используя свое красноречие, прочно вошедшее в поговорку. Воодушевленные войска с ходу уничтожили всю белогвардейскую группировку в Царицыне. Т.к. из-за отсутствия снабжения они были Disordered, результат по таблице боя DR стал для них фатальным.



  И снова над Царицыным развеваются кумачи. Телеграф радостно надрывался, рассылая победные депеши.Красная Армия полна оптимизма и готовится дать решающий бой оставшимся недобитым войскам контрреволюции.



  Подхватив победный задор, на северном фронте войска РККА наносят удар за ударом по спешно отступающим в Архангельск интервентам



Ход B. Стратегический ход


  Наступил долгожданный ход, в котором большое количество подкреплений для Белого движения. Немцы сняли оккупацию в России. Прибыли дополнительные войска в Сибирь, включая казаков. Жаль, последние дальше Челябинска воевать не смогут, так бы группировка была бы намного сильней.

 


  Деникин тоже получил подкрепления, что вселило надежду на спасение.



  В Ревель поступили в распоряжение войска генерала Юденича, а также “Freikorps”. Прибалтийские войска и гарнизоны, хоть и не собираются вступать в бой с Красной Армией на ее территории, но находятся теперь в боевой готовности.



  Польша размещает свои войска вдоль границ и ждет удобного случая вступить в войну. Появляется на карте Киевский гарнизон, высаживается десант интервентов в Одессе, который является «хитрым» городом. С одной стороны Одесса является «красным городом», но одновременно это и один из источников снабжения Белой Армии.

 


  Одним из условий вступления в войну Польши является наличие войск Красной Армии силой меньше 4. Поэтому минимум одну армию Красные будут держать у советско-польской границы. Ну и, конечно же, появляется Махно, который сразу же решил «бить белых, пока не покраснеют». Ну или пока сам не «побелеет» при сменившихся обстоятельствах.



  Красная Армия также получила подкрепления. Видя армию Юденича, ввела новую, но дезорганизованную армию в Петроград. На конец стратегического хода B ситуация в стране выглядела так


 

 Ход 5-7


  Прибывшее подкрепление поначалу подняло дух в войсках, и реваншистские мысли заиграли в умах генералов, офицеров, унтеров и даже простых рядовых. Сейчас-сейчас, и мы отобьем Царицын обратно, Юденич вместе с немецким корпусом фон дер Гольца ударит по Петрограду, а Колчак расчистит дорогу на Москву с востока.
Первым разочарованием стал Северо-Западный фронт. При ближайшем рассмотрении оказалось, что войска Юденича состоят из 3 дивизий каждая с силой, равной 1. А армия обороны Петрограда уже имеет 4. Выбить ее оттуда такими силами почти невозможно. Немцы из состава «Freikorps» помочь не могут, потому что для его активации необходимо срабатывание отдельного случайного события. А так как оно наступает, когда выпадают «1» на обоих кубах, то можете сами подсчитать вероятность его наступления. Так что 2 немецких Manpower остаются не у дел. Решено Юденичем не идти в самоубийственный поход на Петроград, а взять Псков, и играть роль магнита для части сил Красной Армии, оттягивая их на себя от районов боевых действий.


  Деникин, одержимый идеей взять Царицын обратно, перебрасывает войска к окрестностям города.



  Завязываются бои, в которых белогвардейцы терпят поражения и отступают оставшимися силами.



  Большевистские войска проводят удачный штурм Архангельска и громят остатки интервентов



  Остается уповать на Сибирь. Окруженные части прорываются к Ижевску, свежие подразделения с усилением в виде бронепоезда, отрезали 12-ую армию в Уфе, и готовятся к штурму. Белым мешает Троцкий, который быстро восстанавливает войска. Но поначалу кажется, что еще чуть-чуть и додавят Белые.
Еще одна армия Красных деморализована на подступах к Ижевску, нужно ее добить , переправиться через реку.



  Но атака оказалась неудачной, и в фазу логистики Троцкий снова воодушевил 15-ую Армию. Создается впечатление, что бой подобен поединку Геракла с Гидрой. Мало того, в следующем ходу фаза стратегического движения позволила подкинуть сюрприз. Командование Красной Армией перебросило по железной дороге 7-ую Армию из Архангельска в Казань, прямо под бок «белякам».
Если бы Белые не забыли поставить гарнизон в Казани, то не было бы такой неожиданности. А так получилось, что 7-ая Армия на прошлом ходу триумфально вошла в Архангельск, добивая интервентов, и теперь она уже в Сибири.



  Белым нанесен удар, заставивший их отступить, потеряв еще одну драгоценную часть. Прорывающиеся с востока сибирские отряды взяли Уфу. Дорога снабжения снова открыта



  Но это уже не радовало, глядя на ситуацию со стратегической точки зрения. Теперь Красные могли перебросить почти все освободившиеся на других фронтах армии и добить Сибирирские остатки и горстку войск ВСЮР (ASFR). Белое командование решило, что война проиграна, и приказало всем отступать и эвакуироваться за границу. Благо Антанта обещала помочь транспортами.



  И на этот раз большевикам удалось одержать верх. Новый порядок снова начал строить «счастливую жизнь»


 


  Игра отличная. Несложная, но интересная. Мало того, в эту игру можно играть как вдвоем, так и одному (что я и делал). GMT Games присвоил ей высокую категорию Solitaire. И правильно сделали.


  Но несмотря на простоту, игра заставляет голову работать, постоянно что-то пробовать и искать. И даже сыграв партию, у меня в течение недели не выходит вопрос из головы: «А как победить белыми?» Обязательно обдумаю все, и дам шанс «Белому движению» еще не раз.


  В очередной раз с восхищением отмечаю тот факт, что зарубежные дизайнеры столь внимательно и трепетно освещают в играх нашу историю. За что им огромное

спасибо!
 

 

   Выяснилось благодаря Пупышеву Алексею (спасибо!), что мной допущена существенная ошибка в трактовке правила "Out of Supply". Оказывается, при вытягивании Logistic Chit, проводится проверка наличия снабжения для каждой армии. Если она имеет статус "Out of Supply" (не имеет линии снабжения), то наступает "Disordered Result". Таким образом армия получает статус Disordered, если была "свежей" (т.е. фишка переворачивается на "слабую" сторону). Но если на момент проверки снабжения она уже была в статусе "Disordered", то такая армия уничтожается (а не остается все время в статусе "Disordered", как мной ошибочно предполагалось ранее.)
Можно уничтожать противника, отрезая его от линии снабжения, не вступая в прямое столкновение

 Приношу свои извинения всем за невольную дезинформацию.

 

 

Автор - Алексей Безнин, г. Омск, 2012 г Ваши вопросы и пожелания вы можете отправить  на адресс alexxxis2003@mail.ru и mail@prowargames.ru . Анонимные письма и письма подписанные интернет-кличками могут остаться без ответа.