военная игра военные игры настольная игра настольные игры настольная военная игра настольные военные игры семейная игра семейные игры игровая система игровые системы интеллектуальная игра интеллектуальные игры серия игр серии игр варгейм варгеймы настольный варгейм настольные варгеймы классический варгейм классические варгеймы гексагон гексагоны гексагональный варгейм гексагональные варгеймы

prowargames

Этот сайт посвящен военным играм и военной истории

Лучше с разрешением экрана 1280 Х 800

игры и, как их достать

форум

статьи

статьи

форум

статьи

 
 

Реформация: Золотой век
 

 

  В 2009 году, спустя три года после успешного выхода

Here I stand (дальше просто HIS), появились первые слухи о начале работ Эда над сиквелом Virgin Queen (далее VQ). Это произошло уже в то время, когда я успел познакомиться с HIS, и, как следствие, интерес к новой разработке был немалым. За три года прошло немало шальных слухов о том, что именно будет добавлено, а что уберут, но передавать их нет смысла. Игра увидела свет, и мы имеем возможность ознакомиться с конечным продуктом.


  Стоит сказать, что продолжения не самое обычно явление среди настольных игр. Чаще всего выходят игры в одной серии, но вот так, чтобы время действия одной заканчивалось там, где начиналось у другой, – встретишь не часто. В этот раз начало игры приходится на 1559 год, когда была коронована Елизавета I Английская, чье прозвище и стало названием игры. Последним игровым годом является 1598, когда скончался король Испании – Филипп II. Не удивительно, что выбраны именно эти годы, связанные с правлением столь значительных личностей того времени. Ведь именно их взаимоотношения задавали тон происходившим в Европе процессам.


  Что же интересного происходило в это время в Европе? К сожалению, если перечислять все события, то для этого понадобится отдельная статья, потому пройдусь лишь по основным моментам. Во-первых, дух Реформации в Европе окреп настолько, что спровоцировал ряд военных конфликтов в разных странах – гугенотские восстания и голландская революция тому яркие примеры. Во-вторых, Новый свет, оставаясь по-прежнему столь же далеким, приносил немало богатств, щедро спонсируя старушку Европу. В-третьих, дух Возрождения, витая за пределами Италии, дарит миру творения таких людей, как, например, Шекспир. В-четвертых, на этот период приходится славная страница истории пиратства, а именно действия таких выдающихся личностей, как Френсис Дрейк.

 

 

Вот так выглядит игра на столе. Обратите внимание на сомнительную географическую ценность карты – в угоду игровому процессу, автор вынужден был исказить действительность.

 

  Завершая краткий культурно-исторический экскурс, вернемся к материальным вещам. Со времен HIS коробка заметно потолстела, а количество фишек и маркеров возросло. Карта теперь, в отличие от первого издания HIS, наклеена на плотный картон, что не может не радовать. При этом сочные цвета полиграфии, свойственные больше евро-играм, здесь смотрятся на удивление органично. А вот игрового пространства игра стала занимать куда больше, почти всю доп. информацию вынесли за пределы карты на 4 листка формата Letter (почти А4). Добавились и карточки. Теперь в игре используется дополнительная колода с холостыми отпрысками голубой крови.


  В рядах стран претендующих на мировое господство, также произошли изменения. Папское государство было переведено в число второстепенных стран, а на его место пришла Священная Римская Империя, освободившаяся от правления Габсбургов в лице Карла V (занимающего немаловажное место в HIS). Среди второстепенных стран тоже произошли изменения по составу. Сюда переместилось Папское государство, как уже упоминалось выше, компанию в этом качестве ему составили Шотландия, Венеция, Ирландия, Португалия.


  Что интересно, автор изменил условия распределения стран при игре числом менее 6 человек. Священная Римская и Османская Империи при недоборе игроков так же отправляются в число второстепенных держав. Это непохоже на HIS, где игрокам предлагалось играть сразу за 2 страны. Такой подход больше похож на еще одну игру на CDG (card driven game) движке – Napoleonic Wars. Забегая вперёд, скажу, что из этой игры автор также частично позаимствовал способ влияния на второстепенные державы. Выделение двух основных стран в неактивные государства связано, скорее всего, с тем, что функционал у них слегка урезан, и они не имеют возможности полноценно повлиять на некоторые игровые элементы.

 

 

 Вот они, возможные «статисты» игры, а так же почетные копатели Суэцкого и Волго-Донского каналов


 

  Основная механика, заложенная в HIS, осталась без изменений. Автор даже упоминает в книге сценариев, что нет смысла перечитывать разделы о Полевых сражениях, Осадах, Передвижении, Контроле и Беспорядках. По-прежнему в распоряжении игроков карточки – сердце игры. В игре стало меньше «одноразовых» карточек (которые должны быть удалены после исполнения условия событий на них): 21(VQ) против 36(HIS). А вот количество «обязательных» осталось на прежнем уровне: 13(VQ) против 16(HIS). При этом все обязательные карточки в VQ замешиваются обратно в колоду (кроме тех, что меняют правителей у игроков). Связано это, прежде всего, с периодичностью означаемых обязательных событий. Так, например, в игре присутствует карточка Восстание Шотландских Лордов (а бастовали протестантские лорды достаточно регулярно).

 
  В колоде карточек уменьшилось количество зарубежных войн. Я насчитал всего 2 штуки, хотя во времена HIS Османы не вылезали с них. Небольшие изменения коснулись и домашних карточек. Теперь у всех есть на выбор две карточки, одну из которых необходимо сбросить в начале хода (кроме Османов - у них все время две). Карточки позволяют планировать действия на будущий ход, так, например, у Священной Римской Империи одна карта позволяет покровительствовать ученым и деятелям искусств, а вторая внезапно вступить в текущую войну.


  Пройдемся же по нововведениям и изменениям, пришедшим в сиквел.


  Первое, о чем необходимо сказать, это религиозная война. Рассказывая о HIS, я сетовал на затянутость процесса религиозной борьбы. Так вот в VQ автор изменил данный игровой элемент. Он все свел к борьбе за религиозный контроль областей (оставив за бортом теологические диспуты). Если раньше игроку за протестантов надо было бросать много раз кубики за каждую область, а его оппоненту – Папе бросать кубики в ответ, то теперь вы указываете на страну и совершаете один безответный бросок с необходимым количеством кубиков. В большинстве случаев «5» и «6» - это хиты, позволяющие перевернуть маркер контроля на другую сторону, а «1» - это дополнительные маркеры Беспорядков, которые помещаются в новообращенные области. Вот, собственно, и все! Вы просто не представляете, как это ускоряет игру и не дает голове к концу партии «разорваться». При этом игрок за протестантов не просто статист до определенного момента, хотя на начало игры у него по-прежнему нет ни одного своего ключевого города, зато впоследствии могут оказаться сразу 2 столицы во Франции и Голландии.

 
  Также немаловажно, что теперь 5 стран, так или иначе, участвуют в религиозных баталиях, что, согласитесь, куда больше, чем 3 в HIS. Это позволяет сделать религиозную составляющую полезной почти для всех игроков, и не выделять ее в отдельную игру, что само по себе уже огромный плюс сиквела. Но на этом они не заканчиваются!
 

 

 

 Укромный уголок протестантов. Из карточки видно, что дело протестантизма идет уже не «по истории». Гугеноты уже разместили свою столицу во Франции, а вот в Голландии дела идут не так хорошо.



  Следующий элемент, претерпевший значительные изменения, – морское дело. По существу, здесь осталось все прежним – сражение, движение, транспортировка войск. Но в игру внесена дополнительная карта с Новым светом и окружающими его мировыми океанами. Если раньше в исследовательские экспедиции могли отправлять только 3 страны, то теперь у всех стран есть так называемые «морские капитаны» - исследователи и пираты. Правда, исследовать в VQ уже нечего - весь Новый Свет уже довольно густо заселен, преимущественно испанцами, но по-прежнему есть возможность поучаствовать в кругосветном плавании и основать новую колонию.


  К слову сказать, пиратство перестало быть прерогативой только мореходов Османской империи. Теперь любая нация, имеющая морские части, способна грабить прибрежные зоны вражеских ей стран (ну а Османы, по традиции, всех подряд). Более того, время игры приходится на очень интересный период истории, связанный с ростом действий каперов в мировом океане. Грабили тогда, в основном, Испанцев, что также нашло отражение в игре – грабят тут тоже преимущественно Испанцев, причем в состоянии войны с ними находится уже необязательно.
 

  Какой вывод можно сделать по этому элементу игры? Он стал богаче на события, перестал быть уделом одной нации и, что немаловажно, удачные действия в морских делах могут стать залогом успеха (в HIS только Османы могли похвастаться регулярным заработком победных очков на пиратстве).


  Забыл упомянуть еще об одном нововведении игры, касающемся морского дела. Этот элемент – сокровища. В игре они реализованы в виде маркеров, которые вытягиваются втемную и могут использоваться во время импульса для его продления, почти как карточки. Сами сокровища достаточно интересно обогащают игровой процесс, так, например, охота за флотом Индий Испанцев, сама по себе забавна. А уж импульс, в котором играется карточка на 5 очков и сокровище еще на 3 очка действия, получается очень событийным.
 


 

 

Обратите внимание на темно-синие вставки слева и справа от Африканского побережья, это и есть Мировая карта, где бушуют нешуточные страсти между европейскими мореходами.

 

  Еще одним важным изменением в игре стало появление таблицы Политического влияния. В HIS взаимодействие со второстепенными державами было упрощено до так называемых натуральных союзников (например, Шотландия и Франция) – в случае, если второстепенную державу атаковал противник, то натуральный союзник мог вмешаться и присоединить все ключевые области к своей нации или оставить ее без своей поддержки. В VQ ввели таблицу «Политического влияния», на которую нанесены все второстепенные державы с указанием тех, кто может дипломатическим способом повлиять на статус этой страны.


  Дипломатические взаимоотношения с второстепенными странами стали близкими к реальности. Теперь в процессе игры можно тратить очки на рост своего политического влияния над второстепенной державой, что может принести немалые дивиденды не только заскриптованному союзнику. Сложность заключается в том, что влияние на страны сбрасывается в конце каждого хода, а «перетянуть» страну на свою сторону можно, только если ей кто-то объявит войну или сыграет событие запускающее процесс пересчета влияния. В этом случае все игроки совершают броски кубика, добавляя показатель своего влияния на эту страну. У кого сумма окажется больше, тот и берет под патронаж второстепенную державу. Вообще механика политического влияния очень напоминает таковую же в Napoleonic Wars от GMT Games, за исключением необходимости бросать кубики.


  С изменениями мы закончили, теперь коснемся принципиально новых элементов. Первое из трех, которое с самого начала привлекало лично меня, это возможности династических браков. У каждого игрока, кроме Османов (помните, в начале статьи я говорил о неучастии в некоторых игровых элементах?), в течение игры имеется некоторое количество персон благородного происхождения, являющихся неплохим бонусом в деле дипломатии. Теперь, уединяясь с кем-либо для переговоров, можно прихватить картины с родственниками и знатными дворянами для составления обоюдовыгодных партий. Что интересно, от хода к ходу данные персонажи не становятся краше, и если своевременно не позаботиться об удачном браке, то на следующий ход уже может быть поздно.


  Помолвки в игре заключаются в фазу дипломатии, а вот результаты этих помолвок в конце хода – мало ли что может произойти за это время. Особенно хороши в плане брачных дел французы с их способностью проводить свадебные фестивали (ну или по-русски – «Пир на весь мир»).
Браки могут послужить хорошим подспорьем в плане получения победных очков или каких-либо полезных бонусов. С появлением данного элемента игра еще на один шаг приблизилась к «идеальной» игре в моем понимании (идеальная игра – почти полная свобода действий, либо хотя бы старающаяся казаться таковой).
 

Исторический момент - объявлена помолвка Елизаветы I и Филипа II. Но даже на картинах они смотрят в противоположные стороны.

 

  Еще одним интересным элементом стал шпионаж. Тут три варианта действий – отправить шпиона ко двору (это поможет в будущем бонусами к броскам на шпионаж), произвести сбор сведений секретного характера (тут могут быть варианты: посмотреть карточки на руке соперника, сбросить карточку с руки, либо нейтрализовать вражеского шпиона при дворе.) и заказное убийство. Целью убийства может стать любой именной персонаж (помните, я выше писал, что между помолвкой и женитьбой может многое произойти – вот это тот самый случай).


  Шпионаж начинает работать, начиная с 3 хода, так что распробовать его полностью мне не удалось, но скажу так – костылем надуманным он не является. Даже наоборот – это еще один способ остановить идущего к победе противника, который удачно замирился со всеми, и нет на него никаких других игровых точек влияния.
 

 

Здесь на картинке показаны все типы новых фишек, введённых в игру.

 

 

  Ну и последний новый элемент - это покровительство ученым и деятелям искусств. Элемент реализован достаточно просто – во время своего импульса игроки могут потратить очки на спонсирование работ ученого или деятеля искусств. Определение бонусов, которые можно получить от этого действия, происходит в последнюю фазу хода. Это могут быть как победные очки, так и ощутимые бонусы для своей нации (в данном случае речь идет об ученых, художники и писатели ничем полезным вам не помогут). Так, например, один из бонусов – Равелины, система укреплений, позволяющая при обороне области кинуть на 1 кубик больше.


  Мне пока сложно сказать о полезности данного элемента, но игру он не перегружает точно.
 

  Вот, вроде бы и все. Со времен HIS изменений достаточно много, и большинство из них вносят в игру больше разнообразия или исправляют неровности прародителя. Сказать, как это все будет себя проявлять в комплексе, пока сложно – мною лично сыгранна только 1 партия, в которой даунтайм был крайне высок. Характерно и то, что все нововведения при 6 игроках, из которых 4 не читали новых правил, удалось рассказать за 1,5 часа, а еще 6 часов ушло на 3 хода. Это, конечно, много, и нельзя сказать, что правила стали проще. Но вот игровой процесс стал гармоничнее, в нем стало меньше провисов и больше возможностей. Что удивило, так это наличие большого количества карт почти у всех игроков. Теперь нет Папы с его несчастными 3 картами и без возможности начать нормальную войну, и мощнейшего противовеса в виде Габсбургов с их 6-7 картами и непомерными амбициями, которым даже отлучение не страшно. Страны сбалансировали, а уникальные особенности не носят ультимативного характера, как пиратство у Османов в HIS, например.


  Пожалуй, единственный минус, что я нашел в игре - это подозрение на надуманность Османской империи как центральной державы. Они по-прежнему могут претендовать на победу, совершая блицкриги на итальянском побережье, даже могут развернуть победоносную войну, но… Но все это как то надуманно… Я очень сильно хочу ошибаться, и, надеюсь, время докажет ошибочность моего мнения.


  Осталось рассказать только об особенностях стран.
 

  Испания – великая держава с огромным доходом и… дойная корова для всех остальных – перекрытые пиратами всех наций морские зоны вынуждают постоянно отправлять конвои, ослабляя свои позиции в Европе. Формально Испанцы в VQ враги всем. Друзей почти нет, все норовят оторвать кусок от их непомерно большого пирога, плюс приходится постоянно отвлекаться на возню в Голландии. Что характерно, игра вынуждает Испанию вступать в конфликт с остальными игроками: Католический союз, который ссорит с Французами и Восстания в Англии, начинающие войну тому яркий пример.


  Как и раньше, за Испанию играть интересно и тяжело. Из персональных особенностей введена Непобедимая Армада, способная устроить немало проблем англичанам.


  Франция – Тут со времен HIS ничего не изменилось. Враги кругом – Англичане точат зуб за Кале и Шотландию, Османы грабят на юге, Испанцы недовольны ростом ереси, да и еретеки-гугеноты доставляют немало проблем. Что остается делать бедному представителю династии Валуа? Естественно, женить толпы своих родственников, ведь за каждого игрок получает дополнительные победные очки.
 

  Есть одна особенность – способность замириться с гугенотами и любой другой страной даже без их согласия, если дело совсем запахнет жаренным. Все остальное по старинке. Лично мне французы очень симпатичны.
 

  Англия – семейство Тюдоров и тут имеет семейный пунктик. На этот раз Елизавета с ее «любит-нелюбит» и возможностью внезапно расторгнуть любую помолвку, а так же «теплыми» отношениями с Марией Стюарт, королевой Шотландии. За каждый «холостой» ход игрок за Англию получает дополнительное победное очко.
 

Кроме этого, Англия отличается просто огромным количеством морских капитанов (хоть и входящих в игру не сразу) и возможностью получать бонусы на шпионаж и защиту от него, за счет домашней карточки Уолсингема. Ну и свойственный только им вид галеонов со срезанной верхней палубой.


  Протестанты – замыкают большую четверку этой игры. Здесь придётся много вмешиваться во внутреннее устройство других государств, что явно не намекает на дружбу с ними. Тем не менее, способов достичь победы у протестантов больше чем у остальных, а уж игровой процесс теперь стал куда как разнообразнее и интереснее.
 

  Священная Римская Империя –Имеет ряд интересных и необычных бонусов, не свойственных для HIS.


  Во-первых, это военная кузница кадров для всей Европы – вместо того, чтобы создавать зимой в столице войска, она может пополнить специальный трек на своей карточке, благодаря которому в фазу дипломатии можно договориться с любым желающим начать внезапную победоносную войну с целью продажи до 4 фишек наемников.


  Во-вторых, известная веротерпимость Максимилиана II позволяет на начало игры тайно выбрать, каких именно взглядов придерживается Империя – прокатолических, пропротестантских или сбалансированных. В любой момент времени игрок может вскрыть свой выбор и начислить соответствующее число победных очков, в зависимости от успехов религиозных фракций. Так что Империя способна очень неплохо удивить противников.


  Стоит упомянуть, что реальные военные претензии у Империи только к Османской империи. За освобождение Венгрии можно получить дополнительные победные очки за титул Повелитель Центральной Европы.


  Османская Империя – Игроку за Османов не удастся поучаствовать в свадебных делах, что печально, но закономерно и в религиозной войне, что тоже, в общем, закономерно. Из персональных особенностей могу назвать внезапное объявление войны соседям карточкой с возможностью отменить войну, если противник предпочтет откупиться, и строительство Суэцкого канала, который может помочь с кругосветным плаванием. Хотя к моменту, когда он будет достроен, кругосветка уже, скорее всего, будет совершена кем-то другим.


  Как я уже говорил, удалось сыграть пока только 1 партию, отчет о которой в скором времени вы увидите на этом сайте. Игра оставила очень хорошее впечатление, и я могу порекомендовать ее всем, в том числе и тем, кто не играл в HIS.
 

 

 

Автор - Алексей Пупышев, Тюмень, 2012. Ваши вопросы и пожелания вы можете отправить  на адресс palxin@gmail.com и mail@prowargames.ru . Анонимные письма и письма подписанные интернет-кличками могут остаться без ответа.