военная игра военные игры настольная игра настольные игры настольная военная игра настольные военные игры семейная игра семейные игры игровая система игровые системы интеллектуальная игра интеллектуальные игры серия игр серии игр варгейм варгеймы настольный варгейм настольные варгеймы классический варгейм классические варгеймы гексагон гексагоны гексагональный варгейм гексагональные варгеймы

prowargames

Этот сайт посвящен военным играм и военной истории

Лучше с разрешением экрана 1280 Х 800

игры и, как их достать

форум

статьи

статьи

форум

статьи

 


Выхожу один я на дорогу. Часть 1.

  Мы говорим
            Баттерфилд,
                       подразумеваем - соло игры,
  Мы говорим
            соло игры,
                      подразумеваем - Баттерфилд.

  В последнее время среди российских игроков наблюдается рост интереса к варгеймам соло. Предлагаем вашему вниманию цикл статей о варгеймах «на одного». В первых частях рассмотрим игры специально задуманные как игры для одного человека, в последующем расскажем о том как лучше играть одному в игры изначально не предназначенные для соло и ответим на ваши вопросы.
  Сразу замечу, что я не буду рассматривать варианты многопользовательских игр для одного человека(например такой вариант есть в игре No Retreat!), а остановлюсь на играх специально сделанных для одного игрока. Всё нижеизложенное это моё мнение, не претендующее на истину в последней инстанции и основанное на практическом опыте игры. Если я чего-то не знаю, то я об этом и не буду писать, посему список не исчерпывающий, но, на мой взгляд, вполне достаточный.

 
  Начать следует с одного имени – Джон Баттерфилд (John Butterfield). Джон, признанный мастер дизайна соло игр с КПД близким к 100 процентам. Самое интересное, что он использует разные механики для своих игр, и, ещё более интересно, они все удачны.


               Ambush!a

  Ambush! (Засада) самая известная соло игра, давно ставшая культовой. Игра издана в 1983 году компанией Victory Games и породила целое семейство расширений. До сих пор активно присутствует на вторичном рынке.


Ambush! Move Out! (Выступаем!) - 1984
Ambush! Purple Heart (Пурпурное сердце) - 1985
Ambush! Silver Star (Серебряная звезда) – 1987


И отдельная игра про Тихоокеанский ТВД со своим расширением.
Battle Hymn (Боевой гимн) – 1986
Battle Hymn: Leatherneck (Дублёная шея) – 1988


  Следует заметить, что в разработке дополнений сам Баттерфилд уже не участвовал, но система-то всё равно его!
 

a2

  И вот уже тридцать лет эти игры не умирают, в них играют и будут играть ещё долго. В игре вы руководите отделением американских солдат и пытаетесь провести их живыми и невредимыми через отдельные миссии, каковые можно связывать в кампании. Каждый солдат индивидуален, со своми характеристиками инициативы, восприятия, обращения с оружием, вождения автомобилей и очков движения. У командиров есть ещё и командный радиус. Масштаб игры: один гекс – десять ярдов. Игровой процесс выглядит примерно так: вы двигаете своих солдат и при входе в каждый новый гекс сверяетесь по специальной матрице с «книжкой параграфов» (Paragraph Booklet), где и находите описание происходящих событий. В ходе сценариев, по мере развития событий, вы несколько раз будете менять матрицы, благодая чему история на удивление логично развивается.



 a3

  Когда на карте появляются неприятели, игра переходит в «раунды действий» где все начинают стрелять, менять положение, двигаться, кидать гранаты и вступать в рукопашную. Искуственный интеллект вполне адекватен, а системы активаций, командования и управления не тривиальны (хотя и относительно просты) и в целом игра заставляет не просто «стрелять во всё что движется», но и думать.... а лучше пытаться использовать реальную тактику. Есть даже танки (немецкие) – весьма неприятная штука.
  Не знаю, плюс это или минус, но «Засада!» кинематографичная игра (при этом в меру реалистичная, такой вот парадокс) и если вам нравятся «фильмы про войну» (что наши, что американские), то вот вам отличный шанс создать собственное кино. В игре не так много сценариев ( в базовой – семь), но они каждый раз разные! И карт мало ( что связано с «системой параграфов»), но это не сильно напрягает. Каждое расширение добавляет сценарии и карты.
  И самое главное, в игру по прежнему активно играют. Некоторые даже 28ми мм фигурками. Уважаю! Сравните карту с созданной умельцем местностью.

a4

sc

Переходим к текущему положению вещей.


 

 

            RAF

raf

  Недавно (2009) издатель Decision Games переиздал другой шедевр Баттерфилда – RAF. Игра о Битве за Британию 40го года. Первое издание вышло в 1986 году у West End Games и пользовалось заслуженной популярностью.
  Нынешнее периздание это «три в одном», в то время как в первом можно было играть только за англичан. Теперь же, кроме соло игры за англичан (RAF Lion (Лев)), вы можете играть за немцев (RAF Eagle (Орёл)), а если у вас есть с кем, то играть и немцы против англичан ( в смысле, есть и не соло игра).


 raf2

  В игре две карты (для игры вдвоём используется «английская» карта), одна (всего лишь!) плата фишек и целая куча карточек, разделённых на пять типов. Собственно понятно, что ИИ скрывается в картах, что делает игру простой в усвоении и нетрудоёмкой в собственно игре.

  Масштаб игры – оперативный, один ход – один день. В игре девять сценариев, по три на каждый вариант игры. Действия неприятеля определяют карточки и система приоритетов. Как и следовало ожидать, игра за немцев совсем не похожа за игру а англичан. Англичанам необходимо разумно управлять ресурсами и адекватно оценивать риски, для немцев же девиз один «планирование, планирование и ещё раз планирование». И обеим сторонам не надо терять головы и хладнокровия – игра будет ставить в очень тяжёлые ситуации.
RAF является полноценной симуляцией этой интереснейшей кампании со всеми необходимыми особыми правилами и исключениями, впрочем опциональными. Если вам интересна воздушная кампания времён Второй Мировой целиком, то лучше игры просто нет.

      D-Day at Omaha Beachd


  Одновременно с RAF Decision Games издали совершенно новую игру Баттерфилда - D-Day at Omaha Beach (День Д на пляже Омаха). Кстати, по английски в слове «омаха» правильно делать ударение на первом слоге – букве «о», как в русском я не знаю, унас таких слов нет.

  Игра сразу же произвела фурор, такого ещё не было. И речь идёт не столько о карте, напоминающей, по незабвенному выражению Гашека, «таблицу для проверки зрения железнодорожников»,
сколько о собственно игре.

 d3


  Итак, вы командуете всей (или половиной) высадки на пляже Омаха. Масштаб игры: гекс – 250 метров, ход – в первой половине игры 15 минут, а во второй половине – полчаса, фишки американцев – роты и взводы. В вашем распоряжении две усиленные пехотные дивизии, а у немцев ... непонятно что у немцев. В чём и прелесть. Могут быть просто немцы, а могут быть с «глубиной», да и подкрепления у них хоть и слабенькие (но не все), зато появляются в самых неудобных местах. И исторические укреплённые пункты все присутствуют. А вам надо преодолеть голый песчаный пляж, несколько разных валов, стен и крутых склонов и только затем оказаться в лабиринте знаменитого нормандского «бокажа». И восстановить управление войсками, расстроенное после амфибийной высадки, тоже придётся вам.
  Игра точно передаёт темпы и проблемы двух фаз сражения: высадки и продвижения с пляжа с одной стороны, и расширения плацдарма, с другой стороны. В игре есть всё, включая потенциальные немецкие танки. И при этом (внимание!) в игру очень легко играть и ИИ создаёт чёткую и логичную картину сопротивления немцев.afd А всё благодаря разноцветным кружкам на карте (к ним быстро привыкаешь, хотя сперва выглядит диковато) и соответствующим обозначениям на карточках.
  Каждый ход игрок вытягивает по одной карточке для сектора каждой из двух дивизий и сверяет «цвета и формы». Вот в принципе и всё. При этом, игра очень глубокая, в ней необходимо и планирование и организация поддержки и правильное использование героев и командиров.... и да, неплохо бы не утопить полдивизии, когда начнётся прилив.
  Поскольку, данное сражение совершенно неинтересно для игры двух человек, «День Д на пляже Омаха» является лучшей игрой на эту тему. И это не только моё мнение, игра получила Charles S. Roberts Award 2009 года в категории игр о Второй Мировой, а сам Джон получил премию Даннигана за играбельность и игровую механику и был включён в Зал Славы.
 

Журнальные игры


o  В издательстве Strategy & Tactics Press (подразделении Decision Games) вышли две игры Джона, журанльные версии коробочных игр.
В номере 265 (2010) журнала Strategy & Tactics появилась игра Operation Jubilee: Dieppe, August 1942 (Операция Юбилей – Дьеп, Август 1942го).

  Игра является вариацией на тему «Дня Д», но без карточек – журнал всё-таки. Вместо карточек, для генерации «цветов и форм» используется.... правильно, старый способ «фишки в чашку». Игра немного проще, чем её старшая сестра, но всё равно для соло игрока она в приоритете на приобритение. Для остальных... ну, можно пропустить.

 


 


  В другом журнале, World at War, в номере 19 (2011) вышла глубокая конверсия RAF - the Hardest Day.

  Именно так, совсем другая игра. Прежде всего масштаб сместился в сторону тактики: сценарий – это один день. (Речь идёт не о тактике воздушного боя, а о тактике использования авиационных соединений) Естественно, нет карточек. И играть можно только за англичан.
Пять сценариев рассказывают о пяти самых тяжёлых днях Битвы за Британию. Сможете ли вы жонглировать ограниченным количеством эскадрилий так же как сэр Даудинг? Что-то я сомневаюсь....

 



День грядущий


  И это ещё не всё.
  Недавно было объявлено, что издатель Compass Games выпустит новую разработку Баттерфилда. Представляем (впервые на русском) – Enemy Action: Ardennes (переведём хулигански – Враг не спит: Арденны).
  Пока об игре нет достоверной информации. Известно только, что играть можно будет как за американцев, так и за немцев... ну и вдвоём тоже. На сайте Compass Games пока только чисто завлекательная информация, ничего конкретного пока нет. Хотя почему, есть знак качества – Джон Баттерфилд. Обязательно надо брать, и, лично мне, что бы определиться буду ли я её покупать, больше ничего об игре и знать не надо.
  Так же, Баттерфилд, по слухам, работает над развитием системы «День Д» - тихоокеанские амфибийные операции. Пока упоминались Пелелью и Тарава. Ждём-с.
Творчество Баттерфилда не ограничивается соло дизайнами, стоит упомянуть такие знаковые игры как Hell’s Highway (Victory Games, 1983) – операция «Огород» (Market Garden) и Soldiers (West End Games, 1987) – стычки (skirmish) Второй Мировой.


b  И чуть не забыл....
  Джон Баттерфилд, лауреат премии Даннигана и член Зала Славы.
Если у вас появились вопросы, не стесняйтесь их задать.
Продолжая перефразировать Владимира Владимировича, предварим следующую часть так:
 Я
  себя
     под Баттерфилдом чищу,
чтобы плыть
          в соло игры дальше.


 

 
 

Автор-Орешкин Кирилл, Москва, 2012. kirill@prowargames.ru