военная игра военные игры настольная игра настольные игры настольная военная игра настольные военные игры семейная игра семейные игры игровая система игровые системы интеллектуальная игра интеллектуальные игры серия игр серии игр варгейм варгеймы настольный варгейм настольные варгеймы классический варгейм классические варгеймы гексагон гексагоны гексагональный варгейм гексагональные варгеймы

prowargames

Этот сайт посвящен военным играм и военной истории

Лучше с разрешением экрана 1280 Х 800

игры и, как их достать

ссылки


статьи

статьи

статьи

 

 

«ДОРОГИ НА СТАЛИНГРАД»: ПРАВДА О ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ

  Игра Roads to Stalingrad («Дороги на Сталинград»), посвященная немецкому наступлению летом 1942 г. и советскому контрнаступлению зимой 1943 г., представляющая собой первый том серии игр Campaign Commander («Командующий кампанией»), приятно удивляет несоответствием между ожиданиями и реальностью. Игра ,была выпущена испанской компанией Bellica Third Generation в 2009 г. Если учесть, что на том же движке вышли игры, посвященные Коралловому морю (?) и первой Пунической войне на Сицилии и в Северной Африке (?!), вызывает изумление уже сам факт возможности существования единых правил, по которым можно разыгрывать такие разные кампании. Причем сами правила, как, впрочем, и компоненты, при ближайшем рассмотрении производят совершенно нейтральное впечатление: с одной стороны, ничто не вызывает морального негодования, с другой, нет ничего сенсационного. Однако сама игра напрочь рассеивает всякий скептицизм в ее отношении: мы имеем дело с очень интересной и историчной игрой, которая при этом обладает простыми, оригинальными и интуитивно понятными механиками!

  Предварительная расстановка отражает положение сторон к началау немецкого летнего наступления в 1942 г. Карта простирается от Курска до Саратова на севере и от Днепропетровка до Грозного на юге. Очень интересно то, что в игре нет привычной последовательности по ходам, отражающим тот или иной промежуток времени. Время в игре — живое, а не отмеривается равномерно подобно метроному. Также отстутствует струтурная последовательность хода с разбиением на фазы и т.д. Игровой цикл начинается с того, что стороны одновременно выбирают, какое действие они будут выполнять: либо играть (брать, сбрасывать) карточки, либо проводить операции. Взаимосвязь здесь такова: чтобы провести операцию, нужно потратить очко ресурсов на игровом поле, а помещаются очки ресурсов на игровое поле посредством игры (или сброса) карточек. Кроме того, именно карточки служат в игре встроенным таймером: например, зима 1942/43 гг. наступает, когда один из игроков играет соответствующую карточку, но сыграть ее можно только тогда, когда предварительно было сыграно/сброшено определенное число карточек. Когда кто-то из игроков берет последнюю карточку в своей колоде (или играет соответствующее событие), игра заканчивается, и переходят к подсчету очков.

  Игра начинается с плана «Блау» (немецкий игрок обязательно проводит операцию). Следует заметить, что в том случае, когда обе стороны выбирают карточки, первым играет (берет/сбрасывает) игрок с инициативой (а инициативой сначала владеет немецкий игрок — пока советский не сыграет «Реорганизацию Ставки»), после него — второй; если одна сторона выбирает операцию, а другая — карточку, сначала проводится операция, а потом — действия с карточкой; в том же случае, если оба игрока выбирают операции, следует броски кубиков, причем игрок с инициативой прибавляет +2. Победивший проводит операцию, а побежденному остается только наблюдать. Чем, по сути, советский игрок поначалу и занмается, с карточкой или без. Здесь виден удар немцев от Курска через Новый Оскол в направлении Воронежа на севере, где они выходят к Дону, и первый котел между Изюмом и Старобельском.

  Операция проводится (практически всегда в единственном числе) очень просто: игрок тратит очко ресурсов (удаляет маркер с карты) и получает шесть очков снабжения для действий с войсками, находящимися в пределах трех районов от того, где было потрачено очко ресурсов. «Расценки» на действия таковы:

Передвинуть 1 часть или  группировку

1 очко снабжения (2, если танки)

Образовать новую группировку в конце движения

2 очка снабжения

Реорганизовать дезорганизованную часть

1 очко снабжения

Вернуть боеспособность части, потерявшей боеспособность

1 очко снабжения

 

  Вот и все действия! Однако смотрите: немцы захватывают Миллерово и Ростов, в районе Ворошиловграда образуется котел масштабов Киевского, советский фронт перестал существовать! В обычной игре, где вы можете двигать «любые, все или никакие» ваши фишки, это было бы смертным приговором для советского игрока. Но в этой игре немцы истратили все запасы, сделанные ими для первоначального удара. Им больше нечем двигать фишки. Теперь им придется подтянуть тылы, привести в порядок железнодородную сеть на захваченной территории, создать новые запасы, т.е. вместо проведения операций начать играть карточки. Естественным образом возникает пауза...

… которую советский игрок использует для того, чтобы перегруппироваться и переформировать разбитые части.

  Немцы возобновляют наступление по расходящимся направлениям: на севере взят Морозовск, на юге — Тихорецк. Дезорганизованные советские войска откатываются к Майкопу.


  Наконец-то сыграны/сброшены 15 карточек, и советский игрок начинает выставлять подкрепления! Усилены группировки в Сталинграде, Котельниково, Элисте, Майкопе. Немцы копят запасы в Тихорецке. Наступление на Майкоп?

  Обе стороны хорошо подготовились: у советов в обороне группировка из четырех армий. У немцев наступают три танковых корпуса, воздушную поддержку осуществляет VIII авиакорпус (все советские войска сразу частично потеряли боеспособность), а общее руководство — фельдмаршал фон Манштейн (+1 к показателям движения и тактическим рейтингам немецкой группировки).

  Бой начинается сразу же, как только войска противоборствующих сторон оказываются в одном районе (так что наступающую группировку следует склотить заранее, если, конечно, не планируется атака в несколько заходов). Оба игрока берут число боевых читов, равное самому высокому тактическому рейтингу своих частей, участвующих в бою. Читы бывают не только полезные (заставляющие части противника пройти проверку относительно показателя сплоченности с дезорганизацией и сопутствующим оступлением либо потерей боеспособности в случае неудачи) и вредные (напр., «Плохая координация», которая заставляет пройти проверку сплоченности свою часть), но и смешанные, которые заставяют проходить проверку сплоченности как чужие, так и свои части. Читы играют по одному за раз, начинает атакующий. Если читы на руках у игрока закончились, он берет новые в числе, равном самому высокому тактическому рейтингу своих частей, участвующих в бою и т.д. Бой заканчивается уничтожением или отступлением всех частей одной стороны. Уничтожить части, кстати, очень трудно — это происходит только в том случае, если тем некуда отступать.

  Советский игрок отстоял Майкоп в чудовищном по длительности и накалу сражении! Одну армию не удалось сбить с хорошо укрепленных позиций, и немцы вынуждены отступить обратно к Тихорецку. Возникает очередная оперативная пауза...

  … которая прерывается советским ударом на Сальск! Сражаясь с механическими поломками по пути, ободренный советский игрок все же достигает цели.

Следует успешный немецкий контрудар силами «малых фашистов» — итальянцев и румын.

  Немцы, перехватив инициативу, успешно штурмуют повторно Майкоп и форсируют Керченский пролив, отбросив советские войска от Новороссийска в Закавказье.

  Далее происходит вот что: немцы совершают бросок на Пятигорск; под ударом Грозный; советский игрок парирует, выставив там последние подкрепления из имеющихся; Манштейн наносит хитроумнейший удар на Элисту, парализовав советские группировки, нависающие над немецкими коммуникациями.

  Гитлер отдает директиву № 45: ценность Сталинграда повышается, и немецкий игрок должен теперь делить очки ресурсов поровну между группами армий «А» и «Б»; наступила наконец зима (все немецкие операции, кроме как с пехотными частями, удваиваются по стоимости); Ставка реорганизовалась (немцы утратили инициативу).

  Ситуация отчасти патовая, надо переходить в наступление, советский игрок лихорадочно переформировывает части в Закавказье, готовя удар на Майкоп. И тут...


... немецкий игрок атакует силами всего двух корпусов Сталинград, но играет карточку «Пионеры»!

  «Пионеры юные, головы чугунные!» Все советские войска автоматически дезорганизованы и отступают!

  Ответный удар с целью отбить Сталинград захлебнулся серией архинеудачных бросков на проверку сплоченности...


  Немецкий игрок берет последнюю карту из колоды, и игра закончена... не в пользу советского игрока...

  Выводы по игре за советы: даже отступая, следует иметь в виду наступление; нельзя допускать потери фронтом связности, распадения его на отдельные участки; склады следует устраивать так, чтобы можно было снабжать несколько направлений одновременно; следует помнить о карточках противника и успешно «приплетать» свои. Так, советские части имеют очень низкие показатели движения, но карточки «Кавалерийский корпус» могут повысить движение на +1, создав элемент внезапности.

  В целом «Дороги на Сталинград» — одна из самых правдивых игр про «ост-фронт», потому что игрок действительно занимается подготовкой и проведением операций, а не просто двигает «все, что движется», во всех направлениях.

 

Автор-Шлепов Андрей, Москва, 2012.