военная игра военные игры настольная игра настольные игры настольная военная игра настольные военные игры семейная игра семейные игры игровая система игровые системы интеллектуальная игра интеллектуальные игры серия игр серии игр варгейм варгеймы настольный варгейм настольные варгеймы классический варгейм классические варгеймы гексагон гексагоны гексагональный варгейм гексагональные варгеймы

prowargames

Этот сайт посвящен военным играм и военной истории

Лучше с разрешением экрана 1280 Х 800

игры и, как их достать

форум

статьи

статьи

форум

статьи

 


И один в поле воин…

 

 

  Чуть больше года назад мне удалось случайно открыть для себя существование разнообразного мира настольных варгеймов. Нет, я конечно до этого момента «воевал» на компьютере в разные военные игры, как похожие на классическое представление о гексагональных варгеймах, так и в более-менее современные «реал-тайм войнушки». Военная история интересует меня, наверное, всю жизнь. Были, конечно, перерывы на другие увлечения, но каждый раз возвращаюсь к теме военных игр, как интереснейшему способу познавания военной истории.
  Сфера варгеймов поразила сразу 2 моментами:
1. Они существуют! Я думал, что в век компьютеров уже возвращение к настольным варгеймам невозможно. Ну кому это может быть интересно, если всякие силы атаки, защиты может посчитать программа в доли секунды. Маршрут оптимальный проложить тоже может, избавив от необходимости подсчитывать потраченных очки ходов скрипя извилинами. Ну и т.д. Ан нет. Есть они и ,мало того,....
2. ….их много! Очень много. Гораздо больше, чем есть в компьютерном исполнении.
В общем, голова пошла кругом от такого изобилия с непривычки. Consimworld, BGG завалили информацией, переварить которую было очень непросто. Чего я хочу? Надо ли оно мне вообще? Эти и многие другие вопросы не давали мне покоя. А главное – с кем играть-то? Напарника найти не так-то просто (до сих пор и не нашел). Самому с собой играть? Хм, в детстве конечно играл в настольные игры за обе стороны и «наши» побеждали неизменно, но как быть сейчас?



 

Рис 1. Небольшой кусочек огромного мира. Как в нем не потеряться?

 

 Волею судьбы мое первое знакомство с варгеймами лицом к лицу состоялось благодаря появлению у меня «Курск 1943. Огненная дуга» от Статус Белли. Несмотря на противоречивые чувства, я очень рад, что начал изучать варгеймы именно с нее. Правила на русском языке – большое дело, особенно для новичка. Многие термины, которые встречаются в огромном количестве в других варгеймах (понятия «фазы», «активации», что такое «ZOC», таблицы боя, сдвиги, модификаторы и т.д.) были ясно «разжеваны» мне на родном языке, и далее проблем с ними не было. Но зато одно из грандиозных и важнейших в истории человечества сражений перестало быть для меня каким-то размытым, наполненным штампами из советских (пусть и хороших) фильмов.
Убедившись, что варгеймы, это очень удобный «макет» сражения, а также «модель» ведения боевых действий, стал думать, а какие вопросы военной истории мне интересно узнать с помощью этих военных игр? Варгейм может показать как это было или как это могло бы быть.

 

 

 

Рис 2. Варгеймы – это серьёзно

 

  Действительно, не всегда ход сражения понятен из чтения литературы. Прилагаемые карты зачастую нечитабельны, с наслоениями бесчисленных стрелок, из которых бывает сложно понять последовательность действий обеих сторон. А расставив подразделения на карте, уже начинает прояснять какая-то картина. Ну а если еще имеешь хотя бы базисное представление о ходе битвы, цели сторон, то в процессе игры часто все начинает в голове «по полочкам» раскладываться. Конечно, эффект зависит от того, кто играет (насколько ему интересно), от того, кто разработал игру (насколько автор точен в историческом плане), насколько адекватно механика игры передает «дух сражения», преимущества и недостатки противоборствующих сторон и многое другое.

 

 

Рис 3. Правильное моделирование – залог победы

 

  Поняв, что все варгеймы не переиграть, всех битв не перемоделировать, решил определить для себя наиболее интересные для более пристального знакомства сражения, операции, тактические бои. Разброс был большой, но все равно это сузило круг поисков. Например, приграничные сражения в 1941 году, Цусимское сражение и т.д. Но опять же, на каждое сражение есть далеко не одна игра. Фактически каждая известная битва имеет воплощение в нескольких десятках варгеймов разных изданий. Вот что из них окажется тем, что мне нужно? Какую выбрать? Тем более выбирать надо, читая всю информацию на английском. Отзывы, правила…
  И вот появляется первая, наиболее серьезная проблема: Языковый барьер. Фактор серьезный, но преодолимый. Т.к. многие термины, как было сказано выше, повторяются из буклета в буклет. Каждый следующий свод правил понимать легче предыдущего. Но без английского просто никак. Такова «селяви».
  Постепенно пришло понимание, что варгеймы могут ответить не только на вопрос «как это было», но и на вопрос –«почему это случилось». А это еще интересней!
  Например, я задался вопросом, который во многих книгах про WWII уже стал избитым шаблоном, как бы само собой разумеющимся, но мне оставшимся непонятным. Большинством авторов книг употребляется фраза типа «войска вермахта превосходили противника в тактическом плане». Вот что это значит? Вот как это объяснить? Книги не отвечали на конкретный вопрос. Сравнение иерархий подразделений немецкой армии и РККА, их материальное обеспечение и т.д. давало мало.
  Пришлось обратиться за помощью к тем, кто играл намного больше меня. Мол, посоветуйте варгеймы, которые могут мне помочь разобраться с этим вопросом, наглядно продемонстрировав то искомое, ускользающее от меня.
  И советы были получены. Серия игр Tactical Combat Series, Advanced Squad Leader является уже «классикой» среди ценителей. Играм уже более 20 лет, они бесконечно переиздаются, но механика не устаревает. Авторы этих «бестселлеров от варгеймов» очень хорошо продумали механику, сделав ее интересной как в геймплейном плане, так и с точки зрения моделирования реальных боевых действий. Очень приятно читать в буклете правил объяснения от авторов. Например, в TCS дизайнер Dean Essig объясняет очень просто, почему взвод несет потери «уровней» (читай, людские потери), а сила огня взвода не ослабевает. Что за ерунда, можно было бы сказать, не видя пояснений. Но прочитав, что в бою обычно бойцы стараются подменять вышедших из строя товарищей-пулеметчиков, минометчиков и других расчетов тяжелых вооружений. Мелочь, а приятно. Аналогичные интересные объяснения, позволяющие лучше вникать в игру, а, следовательно, и в исторические события, вызывают у меня просто шквал положительных эмоций.
Лично я не могу просто играть, не разобравшись, а что этим правилом хотел сказать автор? Какой исторический нюанс он им моделирует? Если автор не поленился, и объяснил – честь ему и хвала.
  Ну вот, вроде нашел те игры что надо, и вроде бы «ура» -читай, играй, радуйся! Но не тут-то было. Про «языковый барьер» я уже упоминал. Вроде и слова все перевел, а смысл фразы непонятен. И подход к обучению игре был не очень верен. Пытался сначала изучить все правила до конца, запомнить, а потом играть. В итоге, когда приходилось по нескольку дней, а то и недель, не подходить к игре в силу различных обстоятельств, то из головы всё вылетало.



Рис 4. Объем информации первоначально зашкаливает. Но это тоже

не должно пугать.

 

  Даже был период, когда кроме «языкового», схлопотал другой вид «барьера» - просто не мог играть, т.к. не получалось: забывал последовательность, залезал повторно в правила, терял время, делал неверные действия и многое другое. Это жутко бесило, казалось, что я просто неспособен играть. Ведь процесс игры это, в первую очередь, получение удовольствия. А его не было!
  Потом почитал форум на consimworld.com. Убедился, что многие новички, и не только, допускают ошибки в трактовке правил. Поэтому успокоился, и решил для себя, что знания приходят «через руки». Прочитал пару пунктов – опробуй на карте. Подвигай так и сяк фишки, «постреляй», посмотри что получится.
  Жаль, что я потерял много времени, пока это момент до меня «дошел», но лучше поздно, чем никогда. Впрочем, мне это советовали опытные игроки и раньше, а я вцепился в эти правила как в ПДД, без знания которых за руль не допускают на курсах вождения. А я не прислушался, и зря. Исправляюсь.
  Продолжая аналогию с автомобилем, то скорее всего первоначальный дискомфорт испытывали все, кто первые 5-10 раз садился за руль. Ведь надо было одновременно думать о переключении передач, «газ выжать-сцепление мягко отпустить», смотреть в зеркала, включать поворотники, и еще смотреть за действиями других, не всегда адекватных, участников движения. Первоначально казалось - да какое тут удовольствие? Вылез мокрый от пота из-за руля и думаешь – что б я еще раз за него сел?!
 
Проходит год после вручения прав, и уже смешно, вспоминая свои страхи за рулем. Потому что дело в приобретенных «механических» навыках, которые позволяют выполнять действия бессознательно, оставив мозг в покое, дав ему возможность осознавать радость от управления автомобилем. Похоже, аналогичный путь я прохожу и с варгеймами.
  Но вернусь к consimworld.com . Он не похож на большинство известных мне форумов по любой тематике. При входе в форум понимаешь, что основные его обитатели – это серьезные взрослые люди. У многих уже внуки есть. Поэтому манеры общения форумчан самые что ни на есть вежливые , интеллигентные и корректные. Все пользователи зарегистрированы под своими реальными именами.     Никаких ников и прочих «кликух».
  Правда, не разобрался я с процессом поиска нужной информации. Интерфейс мне показался не самым «дружелюбным». Понимал, что наверняка все мои накопившиеся вопросы соответствующей игре (TCS) теме уже были обговорены, но не смог их найти. В теме на тот момент уже было несколько тысяч сообщений. Прочитать всю тему я был не в состоянии.
  Не сумев найти нужные ответы, все-таки решился спросить то, что мне было неясно из правил. Это не так-то просто сформулировать свои вопросы. Но написал. Мне вежливо и корректно дали понять, что это уже действительно обговаривалось в теме, нужно поискать (но как?!), но все равно ответили. И каково же было удивление, когда на один мой вопрос один из «гуру» игры (Lee Foresterдевелопер всей серии. прим. proWargames), который, наверное, даже имеет отношение к изданиям игр, сказал, что я нашел некорректную формулировку, и он будет содействовать её устранению в следующей редакции правил. Забавно, еще не научившись играть, поспособствовал корректировке правил. Хотел пошутить что-то вроде «не надо корректировать правила – я еще эту версию не запомнил», но не стал. И атмосфера форума для шуток не располагает. Хотя мне там понравилось. Все по делу, без стёба и пустозвонства. Напоминает не форум, а какой-нибудь клуб джентльменов. В меру аристократический, в меру демократический.
  Иногда меня просили переформулировать вопрос, т.к. он был им непонятен (да-да, опять упираемся в проблему английского языка). Но никто мне не указал «на дверь». На самом деле, на этом форуме достаточно читать, писать не обязательно. Вся нужная информация там уже есть. Нужно только найти. А как? Разбираюсь.
  Далее, потратив еще время на чтение обзоров, понял, что не существует варгейма, который расскажет все нюансы рассматриваемой баталии. Одна механика демонстрирует одно, другая раскрывает другие стороны битвы. Чтобы собрать целостную картину исторического события, возможно, придется попробовать игры разных авторов на одну и ту же тематику. Даже разных масштабов.
  Не знаю, находят ли варгеймеры идеальную для себя игру, которая полностью отражает их представление о произошедшем событии, но я пока в поисках.
  Постепенно формируются требования к играм, которые бы я хотел видеть в механике. Например, фактор снабжения в играх стратегического и оперативного масштаба просто обязателен, в играх тактического уровня интересно видеть возможность «прерывания» хода противником, в ответ на какие-то действиях (движение, стрельба), что приближает пошаговый варгейм к «реал-тайму». Ну и т.д.
  Кол-во игр, которые вроде бы удовлетворяют моим требованиям, и в которые бы я хотел поиграть, достигло десятка. Отлично, что сейчас можно попробовать поиграть и не покупая заранее. Спасибо тем, кто делает моды к VASSAL и прочим «кибербордам». Скачал, установил, посмотрел, сделал вывод.
  Я для себя решил, что все игры подряд, которые мне понравились, покупать не буду. Т.к. проблема «изоляции» не решена, «сам на сам» могу и на компьютере «повоевать». Но некоторые игры просто must have. Вот как решу, что эту игру просто необходимо приобрести – так и буду брать.
  А пока я «один в поле воин», но это меня не очень уже огорчает. Так как основная цель в варгеймах у меня все-таки «неигровая». Хотя сыграть с кем-нибудь будет очень приятно. Как «вживую», так и посредством электронной почты (PBEM).
  В общем, как гласит поговорка: «Тот, кто хочет добиться чего-то – ищет способы, тот кто не хочет – ищет причины».

 



Алексей Безнин, г. Омск, 2012 г.