
Чтобы сделать заказ, напишите нам письмо по адресу mail@prowargames.ru или в группу VK. Мы можем отправить вам игру “Почтой России” или “СДЭКом” за счет получателя.
Серия Great Battles of History
Эта серия игр является одной из самых старинных, уважаемых и популярных серий военных игр в истории хобби. Серия, плод вдохновения двух очень талантливых авторов военных игр, Марка Германа и Ричарда Берга, и в наши дни является ни с чем не сравнимой энциклопедией военной истории Древнего мира и Раннего средневековья, а идея отображения командования и контроля на полях сражений с большим успехом используются в других сериях варгеймов.
Подробнее...
Серия Great Battles of History началась в далеком уже 1991 году с игры The Great Battles of Alexander, за которой уже в следующем году последовала игра S.P.Q.R., посвященная сражениям армии Римской республики. Любопытно, что именно вторая игра, наверное, из-за более популярной темы, смогла получить Charles S. Roberts Award в номинации Best Pre-World War II Board Game, но также стала революционной с точки зрения игровой графики, завоевав Charles S. Roberts Award также и в номинации Best Wargaming Graphics. S.P.Q.R. установила “новую планку” для графики настольных военных игр и закрепила за компанией GMT Games и ее арт-директором Роджером Б. МакГованом лидерство в этой области. Полноцветные карты Марка Симонича и фишки с цветными же изображениями воинов нарисованные Роджером Б. МакГованом на долгие годы стали фирменным знаком серии и образцом для подражания других тактических игр. На протяжении более десяти лет игры серии или расширения для них выходили почти ежегодно. За Great Battles of Alexander и S.P.Q.R. последовали Lion of the North, Caesar: The Civil Wars, “роскошное” издание Alexander, Samurai, Caesar: Conquest of Gaul, War Galley, Cataphract, а после этого было опубликовано первое издание Simple Great Battles of History, буклета упрощенных правил серии, которые стандартизировали и упростили правила всех до той поры изданных игр, при этом игры теряли совсем немного с точки зрения исторической подробности (сценарии последующих коробок снабжались инструкциями для розыгрыша сражений по упрощенным правилам). На данный момент в серию официально входят 15 коробок с играми, приблизительно такое же количество расширений и десятки сценариев, опубликованных в журнале C3i (большинство которых сейчас выложены в открытый доступ). Все эти игры охватывают период от сражений первых постоянных армий в истории человеческой цивилизации (коробка Chariots of Fire) до сражений армий крестоносцев, монголов и мамелюков в середине XIII века (коробка Devil’s Horsemen и ее расширение Mamluk).
Серия, по признанию Марка Германа, задумывалась как экскурс в историю, рассказ об эволюции тактики “от Александра до крестоносцев и Византии”. Авторы превосходно справились с задачей, до сей поры игры очаровывают качеством воспроизведения моделируемых событий, а благодаря превосходному графическому воплощению компонентов игры каждая партия превращается в созерцание как будто “оживших” превосходно гравированных карт сражений Античности. На наш взгляд нет более наглядного и увлекательного способа ознакомиться с эволюцией тактики эпохи господства холодного оружия на поле боя. Как сражались легионы Рима друг с другом в Гражданских войнах, как республиканские легионы противостояли фаланге македонского типа во время сражений с армией царя Пирра, как Ганнибалу удавалось побеждать такой разнородной по составу армией, как появление колесниц изменило ситуацию на поле боя в Бронзовом веке, как вели сражения армии императора Юстиниана? Жизнеспособные варианты ответов на все эти вопросы содержатся в коробках с играми серии, каждая из них также содержит обширную библиографию, список источников и авторитетных исторических исследований, использованных при создании игры. Более того, многие сценарии в играх содержат варианты альтернативной трактовки событий, позволяющие игроку провести самостоятельное маленькое историческое исследование. Чего стоят, например, сценарии для сражения при Гранике среди которых: “Исторический сценарий: Версия Ариана”, “Исторический сценарий: Версия Диодора”, “Исторический сценарий: Версия Питера Грина”, “Сценарий встречного сражения” и “Сценарий: План Пармениона”? А как вам два сценария сражения при Марафоне для Great Battles of Alexander, опубликованных в C3i #1 которые отражают взгляд на моделирование сражения Марка Германа и Ричарда Берга, в которых авторы полемизируют друг с другом (сценарии доступны на сайте журнала C3i)? А потрясающая возможность разыграть сражение между армией царя Александра и легионами Римской республики? Такой сценарий был опубликован сразу же после выхода коробки S.P.Q.R. в в журнале C3i #5.
Если описывать игровой процесс вкратце, то основной отличительной чертой правил является упор на сложности управления большими армиями в плотном построении голосом и курьерами. Игрокам предстоит активировать части построения (“формации” или, лучше, соединения) своих армий по очереди (соединение одной армии, за ней соединение другой), в зависимости от командного рейтинга командиров этих “формаций” (от худших к лучшим). При этом в ходе активаций, используя характеристику инициативы командиры могут активировать свое соединение до двух раз дополнительно, а в случае успеха такой попытки, вражеский командир может попытаться “перехватить инициативу”, активировать уже свое соединение вне очереди, и прерывая “продолжение” противника. Благодаря этой процедуре мы можем наблюдать на поле боя за тем, какие чудеса там творят военные гении типа Александра, Ганнибала, Сципиона и Цезаря (эти полководцы, и вправду, делают возможными осуществление тактических приемов, к которым совершенно неспособны “обычные” командиры). С другой стороны, играя за этих великих вождей вы убедитесь, что они способны творить чудеса, но победу гарантировать не могут, а римская тактическая система, например, идеально приспособлена для управления “генералами-политиканами”, огромный запас прочности легионной организации позволяет римлянами “достойно выступать” даже в самой безнадежной ситуации под управлением посредственных командиров. В упрощенных правилах авторы применили новаторский подход, позволяя каждый раз активировать в свой черед абсолютно любую “формацию” (да, это означает, что вы раз за разом можете активировать одно и то же соединение). Это правило считается самым противоречивым в серии, но авторы твердо “стоят на том”, а мы с ними совершенно согласны в том, что попытка выиграть сражение за счет активации раз за разом одного и того же элитного соединения чаще всего заводит игрока в тупик.
Вся эта интересная система командования соединяется в играх серии с интереснейшими сценариями и подробнейшим отображением боевого состава самых разных армий Античности. Число различных родов войск огромно, а знание их возможностей и специальных правил, относящимся к особенностям их использования, является критическим для успешной игры. Процесс “микроменеджмента” в вождении войск и ведении фазы боя, которую авторы называют “столкновением щитов” просто завораживает. В конечном итоге каждое сражение ставит перед обоими игроками или командами (большие сражение прекрасно разыгрываются командами два на два игрока) интереснейшую задачу довести свою армию в целости до боевой линии противника, а затем наилучшим образом управлять атаками своих боевых частей и использовать свои резервы оптимальным образом. Как и в истории, каждый успешный бросок, каждое продвижение в разрыв боевой линии противника может оказаться решающим, решить исход сражения. Каждый сценарий серии рисует перед игроками грандиозную картину сближающихся армий, которые входят в боевое соприкосновение, за которым следует яростная рукопашная схватка (как и в истории, наиболее интенсивная на тех участках, где командиры “пришпоривают” свои войска), а затем бегство одной из сторон, которое знаменует окончание сражения. В играх серии отражен тот факт, что в ходе сражения войска страдают не столько от потерь убитыми и ранеными, сколько от потери отрядами “сплоченности” (важнейшая характеристика боевых частей), а когда игровая фишка снимается с карты, это не означает, что отряд “перебит до последнего человека”, просто он потерял строй и управление в такой степени, что перестал представлять боевую ценность.
В завершении повторимся - игры серии Great Battles of History остаются безальтернативным лидером среди тактических военных игр, посвященных сражениям Древнего мира и Раннего средневековья. Наш совет - попробуйте какую-нибудь из коробок с помощью упрощенных правил. Более того, упрощенные правила позволят вам достаточно быстро “пробежаться” по нескольким играми серии. Если же какой-то из периодов истории является для вас любимым или заинтересует вас особо, а также вам удастся найти постоянного партнера для ваших игр - то смело переходите к полным правилам. Удачи вам на полях сражений, представленных в этой прекрасной серии!