Опробовал Summer Lightning от Lock N Load Publishing с ее системой боя «почти без кубиков». Собственно, тема игры и новая для меня система и подтолкнули к покупке. Читая правила, довольно несложные, никак не мог понять, подходит варгейм мне или нет. Отзывов об игре было не так уж и много, и попадавшиеся мне были просто радикально противоположны друг другу. От «классная игра, достойная номинации на премию Чарльза Робертса» до «в нее невозможно/неинтересно играть».
Несмотря на неоднозначность чужих мнений порождавших любопытство, игра попала в сферу моих интересов с целью посмотреть зарождение блицкрига и оценить, была ли реализация плана «Вайсс» «паровым катком», или все-таки вермахт имел вероятность «получить по зубам», что предотвратило или, скорее всего, лишь оттянуло бы начало второй мировой войны.
Брайан Трейн, автор игры, неоднократно в записках дизайнера указывает, что за 5 недель победоносной кампании вермахт потерял 18 000 убитыми, что говорит о серьезности сопротивления польской армии.
Дизайнер добавил в игру большое количество опций, позволяющие отыграть польскую кампанию все с новыми и новыми условиями. Действительно, опций много, большинство из них серьезно облегчает жизнь Польше. И все интересно попробовать. А что если Советский Союз не вступил на территорию Польши или Франция вела себя более активно, или Польше удалось сохранить свои ВВС и т.д.
Как Вам название дополнительного правила «Blitzwhat? Whatkrieg?». Его применение вносит не очень приятные для немцев коррективы в их пока еще налаживаемый механизм блицкрига.
Ну вернемся к системе боя. У атакующего в бою есть 4 варианта атаки,
а у обороняющегося 6 вариантов обороны,
которые игроки должны выбрать скрытно от соперника. Выбранные маркеры предъявляются друг другу, по таблице ищется результат, из которого ясно кто отступит, кто продвинется после боя. И модификаторы для проверки потерь. Кубик нужен только для того, чтобы проверить, несут боевые части потери в бою или нет. Если значения броска меньше или равно сумме сил противника и всех модификаторов, то потери уровней есть.
В зависимости от целей атакующего (нанести максимальный урон или оттеснить из гексагона) и обороняющегося (стоять на месте во чтобы то не стало или можно отступить, не вступая в бой) имеем результат сразу.
Например, поляки ударили по колонне немцев, проведших стратегическое движение и находящихся в уязвимом положении. Выбран маркер Frontal attack с целью максимально нанести потери. Но немцы выбрали маркер Withdraw и спокойно отступят, так как им никто не мешает это сделать.
Или вот 2 бригады польских улан проводят фланговую атаку с целью заставить отступить танковую дивизию (какая картинка для геббельсовского фильма!).
Так как отступать панцердивизии некуда, везде либо польские войска, либо гексагоны смежные с ними, то она потеряет уровень. А это очень огорчит ОКХ. При этом уланы не хотят нести потери сами, и выбираю тип атаки Infiltrate, что поможет избежать проверки потерей уровня кубиком. Но для немцев разумно выбрать тактику Standfast, чтобы ни при каких раскладах не отступить. В итоге обе стороны остаются "при своих"
Интересная система, непохожая на другие. Еще в ней нет Зон Контроля. Совсем. Ну кроме одного правила, когда отступать в соседний с противником гексагон нельзя (см. пример с уланами выше). И то Брайан утверждает, что правило не его, а добавлено девелопером. Хотя мне оно нравится, потому что заставляет иногда противника принимать бой на невыгодных для него условиях, а не вечно отступать.
В общем, с хорошим оппонентом эта игра может быть открывать себя с каждой партией все больше и больше.
Я играл соло-вариант (правила предусматривают и такое), это конечно, слабая замена живому оппоненту. Иногда даже решительно отменял выпадающее по жребию действие противника как слишком абсурдное. Но даже и с такими издержками игра порадовала.
У меня получился результат при подсчете очков Draw, несмотря на то, что польская армия кончилась, почти совсем. Но это потому что немцы неэффективно использовали танковые и моторизованные дивизии в Exploition режиме,когда можно развить успех. С другой стороны, поляки не совсем верно организовали оборону ключевых городов. Есть что пробовать и осваивать в этой, казалось бы поначалу, простой игре.