Давненько не брал я в руки шашки...
Настала счастливая пора приобщения подрастающего поколения к военным играм. После вялой игры в Commands & Colors прошло около года, Фёдору исполнилось семь лет, скоро в школу, а значит можно (нужно?) наконец-то поиграть во что-то интересное. После долгих раздумий мой выбор остановился на серии Men of Iron ( по-нашему, "люди-железяки"). Причины выбора таковы: интересная ребёнку тема, простота правил, отсутствие всяких карточек и т.п.штук, которые надо читать и которые меняют правила, весёлый процесс игры с перехватами активаций, конными атаками и иногда неожиданным бегством армии с поля боя, и конечно же наличие порядка двух десятков сценариев по одним итем же (более или менее) правилам.
Свои мысли о вовлечении молодёжи в наше хобби я, скорее всего, оформлю в виде статьи, здесь же остановлюсь собственно на игре. И это... фотографий пока нет - забыл... вот так нам было интересно и я не шучу!
О самой системе. В игре нет "ходов", т.е. время не отслеживается (средневековые сражения - это вспышки активности и бегство проигравших, а не получасовые рубки на мечах a-la кино), в замен - отслеживаются действия. И не надо мне рассказывать о том, что "кто-то всё сражение стоял и ничего не делал, а кто-то рубился - так не бывает". Бывает, и ещё как бывает, особенно, если бегство начинается через пару минут (и то много) после первого контакта меч-щит. Скоординированные действия на поле боя разных частей армии до сих пор не всегда получаются, а в те времена... Наденьте на голову ведро, разучитесь писать, забудьте про карты и часы, да и попытайтесь договориться о совместных действиях с людьми которые считают себя круче вас. Так вот, в игре получается, что основные события сражения выпячиваются вперёд, время для этих событий как-бы замедляется, что бы лучше всё разглядеть... очень здорово для мальчишек (взрослых и не очень).
В ходе игры мы столкнулись с особенностями английского и русского языков, в частности с таким словечком как "charge". Чувствую, что вы уже улыбаетесь, вспоминая возгласы "чарджую" и т.п. раздающиеся над нашими игровыми столами... Ну нет у нас в языке синонима для этого нехорошего слова, особенно, когда charge и shock идут в связке, но обозначают разные вещи. Я пытался одно обозвать "бой" (shock), а другое (charge) - "атака"", но потерпел неудачу. Фёдор сказал, что чардж очень смешное слово и стал его использовать... Увы мне, увы.
За неделю мы, по странному совпадению, сыграли семь раз. Начали с начала и плавно продвигаемся. Итак.
Фалькирк. Сыграли два раза - исторический вариант и вариант со свободной расстановкой шотландцев. За англичан и лично за короля Эдуарда оба раза выступил Фёдор, как-никак это были его первые две партии. Что сказать о результатах? Оба раза шотландцев вынесли! А вы что думали? Против сбалансированной английской армии фактически воюют 6 фишек лучников и две фишки слабеньких рыцарей. Остальные толпы шотландцев (36 фишек) стоят в своих шилтронах (кружки копейщиков по интересам) и наблюдают. Т.е. англичанам надо немного зачистить от мешающихся под ногами лучников левый или правый подход к строю шотландцев, подвести своих лучников и копейщиков и продемонстрировать всему миру что конкретно означает "взаимодействие родов войск". Всё. Фёдор с этим делом легко справился. И если первый раз он немного увлекался скачками рыцарей на приз короля Эдуарда I, то во второй раз всё сделал совсем грамотно - построенный мной убер-шилтрон был вскрыт с одного угла, туда запущены копейщики, а потом залакировано рыцарской атакой (одна фишка английских рыцарей получала "продолжение атаки" раза три...). Никакие резервы уже не помогли.
Ричард Берг (автор игры) позиционирует Фалькирк как "соло-сценарий". Простите, но это скучно... Скорее, это надо обозвать "обучающий сценарий для семилетних". Зачем было тратить столько фишек на подобную муру мне лично непонятно. Конечно же, можно было ещё поизгаляться шотландцами и как-нибудь по-заковыристее их построить с "поддержками", попытками охватить англичан с флангов и т.п. Но, что бы выиграть у англичан надо набить 45 очков, а шотландцы бегут при 35. Ну и я уже упоминал, что у англичан армия лучше - четыре "баталии" состоящие из конных рыцарей, лучников и копейщиков.
Куртре. Сыграли один раз. Фёдор за фламандцев, я за французов. Победа досталась оборзевшим бю(у)ргерам и примкнувшим к ним благородным. Нечестные канавы мешавшие скакать к славе всё испортили. Для начала я атаковал пехотой. (Откуда она взялась у французов в таком количестве я не знаю. Мы посмотрели два доступных мне источника и никаких значительных сил пехоты не обнаружили. Но без копейщиков у французов вообще не было бы шансов.) Атаковал дырочку между городскими стенами и мерзкими канавами. Бой шёл с переменным успехом, до тех пор пока фламандцы обнаглев не полезли в атаку, перешли ручей и почти разбили французских копейщиков. Молодость, молодость... хочется атаковать, рубить и гнать противника. В общем, французские рыцари ударили во фланг зарвавшимся холопам. Те побежали, но на помощь пришёл резерв и заткнул дыру. Французы с потерями отошли. Для отвлечения резерва сам граф д'Артуа повёл своих в атаку. Результат был плачевен, но одну дырочку французы всё же пробили. Фламандские резервы побежали туда, но мы того и хотели - восстановившееся пехота пошла по трупам своих товарищей и даже прорвала жидкий фронт фламандцев, туда же отправились две оставшиеся фишки рыцарей левого фланга. Французы уже выходили в тыл фламандскому построению, даже захватили знамя... Казалось ещё чуть-чуть... Но опять пришли резервы под командованием Жана Ренесса. Две-три активации сохранялся баланс (No Result и всё такое) - очень нам было нервно - но фламандцы таки додавили и отбросили французов. Ну а потом французы расстроились и ушли с поля боя. Фламандцы говорят - бежали.
Сценарий неплох, но за французов тяжело. Сыграем ещё как-нибудь. Фёдор наберётся опыта и пускай атакует рыцарями...
Азенкур. Четыре партии. Плюс просмотр Генриха V Кеннета Бранны. Фёдор даже проникся монологом Генриха перед сражением ("Криспианов день"). Само сражение очень маленькое и на отвратительной местности (два очка движения за чистое поле), но как-то цепляет. Первый раз, посмотрев на свои 11(вроде так) фишек и на четыре линии моих, Фёдор сказал, что надо играть по историческим правилам. Ладно. Я не знал что будет ТАК плохо. Это ещё хуже Фалькирка. Французы выступали уточками в тире, причём пребывали в перманентном расстройстве, но с неудержимой тягой ко всему английскому. Даже победителю не очень понравилось. В следующий раз играли без исторических правил, что я вам всем и рекомендую. Французы выиграли! Ура! Причём, основной вклад в победу внесли лучники и арбалетчики. Ха-ха-ха. По неопытности Фёдор проморгал момент, когда французы обходили позиции англичан через Азенкур, потом постеснялся отправить рыцарей на вырубку стрелков. В результате расстреляли всех, причём сзади.
Фёдор решил, что французская армия сильно могуча и вызвался играть ими. Что было в третьей партии я уже не очень помню, видимо ничего выдающегося - англичане победили. А вот четвёртый подход оказался самым интересным. Французы (ваш покорный слуга) трижды врывались на позиции англичан, однажды даже заставили отступить короля Генриха с его отрядом, в бою побывали все четыре французские линии (мне везло - большинство французов не убивалось лучниками, а убегало в тыл - retire - где снова собирались в боеспособные отряды), но победу праздновали опять англичане. Захватывающее сражение. Опять" ещё немного, ещё чуть-чуть", но не получилось. В основном благодаря активациям и перехватам Генриха. Было очень интересно!
Следующим в списке идёт Баннокбёрн. Глядя на расстановку, затеплилась надежда на сбалансированное сражение, каковых мы пока не встречали. Или это эпоха такая?
По мере продолжения наших сессий буду пытаться продолжать и тему. Если у вас появились вопросы - спрашивайте, на то он и форум.