Сыграли с Павлом в два присеста кампанию в игру A Victory Complete из журнала Special Ops Issue #3. Игра посвящена Восточно-Прусской операции 1914 г. (Танненберг для западных пользователей). Патриотичный Паша взял русское воинство, а я немцев (я тоже патриотичен по-своему и очень не люблю проигрывать русскими, поэтому охотно беру разных врагов). Русские одержали большую победу, взяв Гумбиннен, Лыцк и Зольдау, а также разбив три немецкие дивизии и одну ландверную бригаду. И что же здесь большого, спросите вы? А то, что к немцам на предпоследнем ходу пришли подкрепления с западного фронта, и означенные немцы не смогли с их помощью совершить ничего великого (например, разбить армию Самсонова), что превратило ничейный исход в большую победу.
Система заимствована из недоброй славы A Victory Lost. Почему недоброй? Я играл в свое время в A Victory Denied опять же немцами, которые быстро оказались (в Смоленском сражении 1941 г.) прижатыми к своему краю карты и еле дотянули до конца игры. Возможно, впрочем, что данная система требует для успешной игры определенного менталитета, которым я не обладаю. В A Victory Complete исходная ситуация такова: четыре немецких корпуса противостоят десяти русским. Ясно, что если взять симметричную систему "уго-хуго", то немцев быстро затопчут, поэтому приходится пускаться на штуки. Вы догадались: всеми ходить нельзя, русским первые три хода дают походить девятью корпусами из 10 (иначе они проиграют внезапной смертью, не загнав к сроку три штаба на территорию Восточной Пруссии), а потом махом снижают количество до четырех (и менять состав активизируемых корпусов можно только раз в три хода!). Почему до четырех, почему раз в три хода? Ответ, видимо, таков, как у Илюмжинова, когда его спросили, почему он спит четыре часа в сутки. Он ответил: "три часа мало, а пять много". Так же и с русскими: трех корпусов им мало, а пяти много. Немцам дают поиграть тремя корпусами из четырех, а когда придет Гинденбург, можно играть всеми. Еще у немцев есть фон Франсуа, у которого два маркера: нормальный и беспощадный. Если первым вынимается нормальный, то беспощадный игнорируется, а если первым вынулся беспощадный, надо бежать навстречу ближайшим русским и атаковать их. Нормальный маркер потом игнорируется. Еще у немцев есть Макс Хоффман двукратного пользования, который отправляет вынутый маркер обратно в чашку, а вместо него активизирует любой корпус. Как говорится, "только лошадь да змея - вот и вся его семья"...
Маркеры корпусов обеих сторон засыпают в братскую чашку. Когда вынимают маркер корпуса, активизируется штаб, который имеет разный командный радиус в зависимости от того, в каком режиме находится, движения или боя (привет OCS!). Он затем активизирует свои дивизии и еще одну часть, независимую или (у немцев: и) дивизию из другого корпуса. Вот это мне больше всего не понравилось в данной игре. Появляются штабы-"таксисты", которые гонят чужие дивизии под штабы-"вышибалы", которые гонят потом их в бой, и так много раз. Вроде бы правило не более абстрактное, чем другие, но мой вкус почему-то оскорбляет. А так в целом похоже на поздний (потому что в ранний я не играл) Clash of Giants, только там активизируется махом целое направление или сектор и бой один раз в ход, а тут постоянно мелкие бои заемными дивизиями. На востоке у нас шло топтание между Гумбинненом и Даркеменом (который немцы в итоге отбили), а на юге бои вокруг Зольдау, где один немецкий корпус попал было в окружение, но вывернулся. Программа-минимум для русских: вызвать на свою голову немецкие подкрепления с западного фронта, потому что с ними требования к немецкой победе повышаются махом, для чего надо захватывать города и загонять в Пруссию все новые штабы корпусов в снабжении. А уж когда подкрепления придут, немцам надо совершить подвиги Геракла, чтобы выиграть...
Тем не менее какие-то проблески есть, например, система железнодорожных перевозок, которая позволяет немцам быстро сосредотачиваться. Я еще в игру сыграю. Как говорили в советское время домашнему коту, воротящему нос от не слишком качественной рыбы: "Куплено - надо есть". Но не с Пашей. Шибко он замучился...
Штирлиц только что узнал, что вместо девяти корпусов ему отныне можно будет активизировать лишь четыре...